Хроника как жанр литературы

Хроника. Слово «хроника» употребляется, когда речь идет об наложении событий во временной и причинной последовательности. Хроникой называли западноевропейские летописи, содержащие записи о событиях прошлого и настоящего. Так же именовали драматические произведения Шекспира и его современников потому, что в них воплощались мотивы, заимствованные из исторических летописей, а само изложение подчинялось временной последовательности.

В журналистике этим словом стали обозначать краткие заметки о фактах текущей жизни. С появлением

кино наименование «хроника» закрепилось за документальными фильмами, которые, подобно газетной информации, фиксировали моменты современной истории. Во всех приведенных случаях слово употреблялось в самых разных значениях, но этимологически все они восходят к первоначальному — греческому.

Основываясь на своеобразии композиционных принципов произведения, писатели подчас включают термин «хроника» в обозначение жанра своих эпических, драматических, а иногда даже лирических сочинений. Отсюда такие определения, как «роман-хроника» или «поэтическая хроника», которые возвращают нас к исходному

смыслу слова: изложение событий во временной последовательности.

Исходя из понимания хроники как особого принципа построения эпического произведения, академик А. Белецкий в свое время разделял все эти сочинения на две группы. Одни романы, считал он, построены как биография центрального героя. Иногда их называют «монороманами» . Другие же книги, которые исследователь и относил к романам-хроникам, построены иначе.

В их центре находится группа персонажей, судьба которых прослеживается на протяжении длительного времени. «Биографическая схема, — отмечал А. Белецкий, — здесь сменяется схемой хроники». К романам-хроникам относят «Господ Головлевых» Салтыкова-Щедрина, «Горное гнездо» Мамина-Сибирика, «Дело Артамоновых» Горького. Кроме особенностей построения, все эти произведения отличаются еще одним признаком, относящимся не к композиции, а к содержанию.

Судьбы героев этих книг прямо, открыто, непосредственно связываются с важнейшими событиями истории и обусловливаются прежде всего этими «поворотными моментами» в жизни всего общества.

Эпоха не только запечатлена в хронике в самых значительных, воссоздающих ее неповторимый облик картинах. Время движет сюжет этих произведений. Свойственное многим другим жанрам расхождение между историческим временем и временем повествовательным в хрониках сводится на нет.

Не случайно их называют «художественными летописями эпохи».

И все же в классификации жанров эпических произведений «семейная хроника» или «историческая хроника» не нашли своего места. Сочинения этого рода группируют по другим особенностям, зависящим от их объекта или тематики.

Зато в системе жанров сочинений драматического рода хронику выделяли еще со времени Шекспира. Т. Гейвуд в «Апологии актеров» особо отмечал патриотизм исторических хроник, сопоставлял их с трагедиями и комедиями. Лессинг в «Гамбургской драматургии» писал, что хроники Шекспира находятся в таком же соотношении с трагедиями классицистов, как пространственная фресковая роспись с миниатюрными портретами.

Тем самым обращалось внимание на панорамность, эпичность, масштабность этих драматических произведений.

В современном литературоведении хроникой именуют пьесы, близкие к повестям на современную или историческую тематику. «Современной хроникой» назвал свою пьесу «Человек со стороны» И. Дворенкий. К этому же жанру относится большинство других произведений для театра, воссоздающих во временной и причинной последовательности события из жизни коллективов заводов, колхозов, научных учреждений, судебных ведомств.

Со времен Шекспира, прославившегося «Генрихом IV» и «Ричардом III», вплоть до наших дней появляются исторические хроники, посвященные важнейшим событиям и героям далекого прошлого. В советской драматургии к этому жанру обращались А. Толстой, К. Тренев, Н. Погодин, М. Шатров, Зорин и многие другие писатели. От трагедии, в которой тоже отражаются эпизоды из истории, хроники отличаются меньшей условностью, эстетической «нейтральностью», объективным, близким к документальному характером изложения событий.

По композиции хроники напоминают построение эпических произведений: в них параллельно развивается несколько сюжетных линий, развитие конфликтов и их разрешение совершается «поэтапно», в пределах одного акта, иногда даже эпизода. В этом отношении хроники резко нарушают тот закон «единства действия», который, по мнению теоретиков, требует воплощения в драме лишь одного завершенного события.

В свое время А. М. Островский обращал внимание на то. что в пьесах традиционных жанров отражается лишь один момент из жизни человеческой и «чем он короче, тем лучше». Xроника же, по его мнению, воспроизводит целый ряд событий, разделенных большими промежутками времени, что превращает пьесу в повесть в драматической форме.

Казалось бы, близость хроник к произведениям эпического рода даст все основания для их обозначения термином «драматическая повесть». Однако сама театральная практика этому препятствует. С предвоенных лет драматическими повестями называются авторские инсценировки. В послевоенные годы этот термин закрепился за пьесами, близкими к социально-психологической драме, отличающимися от нее широким использованием повествовательных приемов.

По своей жанрово-композиционной структуре драматические хроники сближаются с киносценариями, и это объясняет появление многих из сочинений кинодраматургов на сцене театров в виде постановок исторических или современных хроник.

Кажущаяся простота построения хроник привлекала многих авторов. Трудно обозримы те «косяки» производственных пьес и повестей, которые появились в 1970-е годы. Однако легкость создания произведений этого вида кажется обманчивой и подводит многих, в особенности начинающих авторов.

На самом деле хроника требует не только высокого мастерства художника, но и также и глубокого философского осмысления важнейших событий истории и современности. Этим объясняется резкая диспропорция между огромным количеством произведений этого жанра в прошлом и настоящем и редкими творческими достижениями.




Хроника как жанр литературы