«Хроники Амбера» произведение Роджера Желязны

Я думаю, что в этом произведении автор полностью реализовал свои писательские возможности. В «Хрониках» задействованы различные смысловые уровни, и перечитывая эту книгу, каждый раз находишь что-нибудь новое. «Хроники Амбера» писались в течение нескольких лет. В итоге они включили в себя несколько книг и объединились в два тома.

Первый из них рассказывает о жизненных перипетиях наследного принца королевства Амбер — Корвина, второй посвящен приключениям, выпавшим на долю его сына — Мерлина.

В основе книги лежит особое

представление автора об устройстве нашего мира и Вселенной. Наш мир представляется писателю как бесконечное множество параллельных миров, которые отражают то, что происходит на двух полюсах реальности: в Амбере и при Дворе Хаоса. Эти миры вторичны, поэтому они и называются отражениями, или тенями. Престол таинственного Янтарного королевства — приз победителю в жестокой игре отражений.

Сталь и огонь, предательство и коварство, жизни и судьбы людей — все это ничто перед грандиозностью великой цели. Ведь из девяти претендентов — девяти принцев Амбера — лишь одному суждено занять место при троне. Амбер представляет

собой Силу Порядка; Двор Хаоса — Силу Хаоса. Эти две Силы олицетворяют священные животные: Единорог и Змей.

Кроме того, воплощением вышеназванных Сил являются два геометрических узора: Лабиринт Амбера и Логрус Хаоса.

Эти геометрические узоры и представляют собой полюса реальности или концы Вселенной. Лабиринт и Логрус имеют довольно большие размеры и как бы выложены на поверхности Земли. Только члены королевских семей Амбера и Хаоса могут проходить Лабиринт и Логрус.

Это прохождение дает посвященным «власть над отражениями», то есть умение перемещаться по параллельным мирам. Поэтому все те, в ком течет благородная кровь наследников престола, всеми силами пытаются попасть в святая святых, чтобы обрести мощь и величие. Во втором томе автор более подробно разъясняет читателям «структуру Вселенной».

Лабиринт и Логрус постоянно сражаются между собой за контроль над «серединной областью отражений».

Это надо понимать так, что между ними идет борьба за мировое господство. Но позиции их примерно равны, и это хорошо, потому что так создается равновесие, при котором ни одна из Сил не в праве захватить полную власть во Вселенной. Но Корвин, принц Амбера, опасаясь, что Лабиринт и Амбер разрушены Хаосом, неимоверными усилиями воли создает новый Лабиринт, свой собственный, отличающийся от старого.

Однако первозданный Лабиринт, созданный великим магом Дворкиным, устоял перед Силами Хаоса и в итоге во Вселенной образуются не два, а три полюса реальности.

Равновесие нарушено, но не в пользу Амбера и не в пользу Хаоса. Новый Лабиринт не помог ни Логрусу, ни старому Лабиринту. И схватка между ними разгорается с новой силой.

Мерлин оказывается между двух огней как сын Корвина и принц Амбера, с одной стороны, и как сын Дары и принц Хаоса, с другой.

То обстоятельство, что он соединил в себе королевскую кровь двух противоборствующих миров, сильно осложняет ему жизнь и ставит перед выбором: кому служить? Выясняется, что и Лабиринт, и Логрус обладают разумом. И Ам-бер, и Двор Хаоса, также все члены королевских семей, не говоря уже о жителях отражений — просто пешки в бесконечной, непрекращающейся войне Порядка и Хаоса.

Но создание нового Лабиринта настолько запутало ситуацию, что старый Лабиринт и Логрус начали открыто пытаться манипулировать людьми.

Однако Мерлин не желает быть пешкой в игре и встает на сторону нового Лабиринта. И такой выбор делает не только Мерлин. Тогда Лабиринт и Логрус усиливают свое давление на Мерлина, его друзей и других персонажей. Знак Порядка в своем последнем обращении к Мерлину «раскрывает все карты» в надежде на разумное решение молодого принца: «Выбор между мной и Логрусом — не просто вопрос политики: кому достанется эта особа или как выполнить отдельную работу.

Я и мой противник представляем два фундаментальных принципа, посредством которых существует Вселенная.

Ты можешь лепить на нас ярлыки существительных и прилагательных большинства языков и дюжин наук, но по сути мы представляем Порядок и Хаос… или разум и чувства, если больше нравится так; безумие и рассудок; свет и тьму; сигнал и шум.» Мерлин прислушивается к этим словам. Он понимает, что от него, действительно, зависит судьба мира. Да и каждый на его месте задумался бы основательно, услышав следующие слова представителя Порядка: «Сейчас я добился существенного перевеса над моим исконным противником — впервые за века.

В нынешнем положении я могу воплотить в жизнь мечту историков всех Теней — эпоху высокой цивилизации и культуры, что никогда не будет забыта. Склонись чаша весов в другую сторону, нас ожидал бы поворот к временам, подобным, как минимум ледниковым… останься со мной, и я обещаю Золотой век, о котором говорил, и твою видную в нем роль…

Уйдешь, и тобой завладеет другая сторона. Наступят Тьма и Хаос. Что предпочитаете?..» Мерлин соглашается стать королем Хаоса, чтобы избежать великих бедствий и попытаться восстановить равновесие.

Когда читаешь «Хроники Амбера», поневоле начинаешь задумываться: «А не так ли все происходит на самом деле? И не живем ли мы на одном из отражений, и не являемся ли пешками в большой Вселенской игре?

» Роджер Желязны в своей книге дал замечательную идею противостояния Порядка и Хаоса, с помощью которой можно объяснить все процессы, происходящие в мире. Ясным становится, что каждому человеку предстоит сделать свой выбор, взвесив все за и против. А для этого современному человеку необходимо обладать большим объемом информации о происходящем с нами и вокруг нас.




«Хроники Амбера» произведение Роджера Желязны