Хронология творчества Юрия Трифонова

Трифонов родился в семье известного партийного и военного деятеля времен СССР Валентина Андреевича Трифонова. С 1932 г. семья Трифонова проживала в знаменитом Доме Правительства, которое со временем писатель опишет в своей известной повести «Дом на набережной». Со второй половины 30-х гг. семья Трифонова попала под шквал сталинских репрессий. В 1937 г. был арестован и расстрелян дядя Трифонова, герой гражданской войны, а в следующем году — отец писателя. Была репрессирована также и мать Трифонова.

Вместе с бабушкой Трифонова выселили

из квартиры. Трагедия семьи драматически обозначилась на духовном формировании Трифонова. С началом войны Трифонова эвакуировали в Ташкент, где он начал сочинять и писать небольшие рассказы. По возвращении в Москву с 1943 г. работал на военном авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором «многотиражки».

С 1944 г. учился на заочном отделении Литературного института. Со временем перевелся на стационар, посещал творческие семинары, которыми руководили Г. Паустовский и К. Федин. В 1949 г. Трифонов окончил институт и тогда же состоялся его литературный дебют.

В первом романе Трифонова «Студенты»

речь идет о жизни институтской молодежи первых послевоенных лет. Сюжетную основу произведения составляет конфликт между двумя студентами Московского педагогического института, бывшими фронтовиками, друзьями детства Вадимом Беловым и Сергеем Палосвиным. Вадим настойчиво приобретает знания, он — активный комсомолец, принципиальный, требовательный к себе и другим; Сергей — человек одаренный, но честолюбивый и эгоистичный.

Опубликованный в ведущем тогда литературном журнале «Новый мир», роман получил большую популярность и сделал Т. знаменитым.

Несмотря на удачный дебют, на протяжении 50-х гг. Трифонов почти ничего не написал, за исключением цикла небольших рассказов: «Бакко», «Очки», «Одиночество Клыча Дурды» и т. п. Время хрущевской «оттепели» заставило писателя по-иному взглянуть на человека своего поколения. Рассказы, написанные Трифоновим на рубеже 50- 60-х гг и те, что вошли в сборники «Под солнцем» , «В конце сезона» , — это обращение к «вечным» темам: любовь, жизнь, смерть — тем, лишенных идеологических акцентов.

К активному литературному творчеству Трифонов возвратился в 60-х гг., когда друг за другом вышли из печати роман «Утоление жажды» и документальная повесть «Отблеск костра» . Действие романа «Утоление жажды» происходит в конце 50-х гг. на строительстве Каракумского канала в Туркменистане. Рассказ ведется от лица молодого журналиста Коришева, который приехал на строение. Канал в произведении — это не только новое строительство, а и новая жизнь, которая приходит в пустыню. Трудовой подвиг, энтузиазм рабочих сталкиваются здесь с равнодушием и эгоизмом.

В дискуссии, которую ведут начальник строительства Ермасов и инженер Карабаш с авторами утвержденного проекта, средоточие конфликта представляют не столько технические решения, сколько разное — творческое и догматическое — отношение к жизни. От типичных для того времени произведений на «производственную» тематику роман Трифонова отличался, по мнению более поздних критиков, тем, что в нем четче и глубже очерчивалась проблема поиска настоящей правды о времени и истории.

Заинтересованность проблемами «настоящей» истории проявилась и в повести «Отблеск костра». Писатель обращается к биографии своего отца, известного советского военачальника В. Трифонова, и создает документальный рассказ о малоизвестных страницах революции и гражданской войны. Рассказывая о кровавых событиях братоубийственной войны, писатель старается осознать скрытые движители исторических событий, воссоздать трагический образ времени, безжалостного к отдельной и неповторимой человеческой жизни.

Историческую тематику Трифонов продолжил в романе «Нетерпение» , который посвящен народовольцам и, в частности, русскому революционеру, члену Исполнительного комитета «Народной воли» Андрею Желябову, который был казнен за участие в подготовке покушения на императора Александра II в марте 1881 г. В этом произведении Трифонова интересовали истоки революционной идеи, пути ее воплощения в жизнь. Роман насыщен публицистическими отступлениями, которые знакомят читателей с политической жизнью России 2-ой половины XIX ст., с известными деятелями того времени — Перовской, Михайловым и др., с многими документальными материалами.

Целый ряд произведений Трифонова на рубеже 60- 70-х гг. условно можно объединить в своеобразный цикл, который его исследователи называют «московским». Первая повесть этого цикла «Обмен» появилась в 1969 г. В следующие года цикл был продолжен повестями «Предварительные итоги» , «Долгое прощание» , «Другая жизнь» . Во всех этих произведениях, по словам О. Трифоновой и Е. Шкловского, речь идет о любви и семейных отношениях, якобы и целиком будничные, но вместе с тем чрезвычайно характерные и приметные. Читатель узнавал в них не только собственную жизнь с ее общечеловеческой радостью и трагедиями, а и остро ощущал свое время и свое место в этом времени.

В центре художественных поисков Трифонова постоянно находится проблема морального выбора, который человек вынужден делать даже в простейших жизненных ситуациях.

Главный герой повести «Обмен» — инженер Дмитриев. Смертельная болезнь матери Дмитриева приводит его жену к мысли о необходимости обмена с целью увеличения квартирной площади. Дмитриев разрывается между желанием жены и мысленным взором о том, какую душевную травму эти планы нанесут его матери.

Герой следующей повести «Предварительные итоги», переводчик Геннадий Сергеевич, поражен той же болезнью, что и Дмитриев. Подытоживая свою жизнь, он заключает главную потерю своей жизни — потерю «атмосферы простой человечности», т. е. любви, заботы и внимания близких ему людей. Отсутствие четкой моральной позиции, постоянная готовность уступить силе обстоятельств характеризует и актрису Лялю и ее мужа Реброва, героев повести «Долгое прощание».

Тяжелая атмосфера брежневского застоя, в которой не может найти для себя достойного применения умный и талантливый человек — историк Сергей Троицкий, описана в повести «Другая жизнь».

Повести «московского» цикла, как и активная гражданская позиция Трифонова на поддержку обвиненных в «идеологических недостатках» сотрудников журнала «Новый мир» вызвали недовольство творчеством писателя со стороны «официальных» критиков. Вместе с тем начиная с 70-х гг. творчество Трифонова становилась все более популярным на Западе, где его много переводили и охотно читали.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Хронология творчества Юрия Трифонова