Художественная литература как форма общественного сознания

Общественное сознание — это духовная жизнь народа. Оно имеет разные формы: политическое сознание, правовое сознание, научное, художественное сознание. Художественным сознанием искусство называется потому, что оно воссоздает жизнь в художественных образах. Вы видите на небе тучку — это предмет природы. Когда же художник изобразит ее на картине или поэт напишет:

Тучка в небе голубом Плывет, как мечта, одиноко

— это это будут живописный и литературный образы тучки. Вы слышите завывание бури — это явление природы. Когда же в музыкальном

произведении слышатся подобные звуки или в рассказе «Морозенко» Афанасий Мирный пишет: «На дворе ревела сердитая буря, стонала в стены, прыгала по жилищу, выла в дымовой трубе, громыхала у окна» — это будет художественный образ бури.

Художественный образ является созданное воображением художника поэтическое отображение событий, людей, явлений, предметов. Каждый вид искусства создает художественные образы присущими лишь ему средствами и на соответствующем материале. В изобразительном искусстве они создаются нанесением линий, черточек, точек, пятен красками разных цветов на полотно, бумагу,

доску и т. п. Скульптурный образ создается вырезанием линий, углов, округлостей, выемок на дереве, камне, металле, мраморе и др. В музыке — соединением звуков разной высоты, силы, тембра и т. п.

Литературный образ — словесный: он создается отбором наиболее точных для выражения мысли слов и использованием разных художественных средств языка. Чтобы создать поэтический образ тучки, необходимо передать плавность, замедленность ее движения, поэт подбирает слово плывет, использует ласковую форму, эпитет, сравнение. Художественные образы существуют разных видов: образ человека, образ события, явления, животных, предмета, переживания. Жизнь людей и природы является объектом не только литературы, но и науки.

Чтобы правильно воссоздать действительность, и писатель, и ученый глубоко изучают ее, выделяют главное, определяющее и правдиво отображают его в своих работах. При этом важную роль в работе ученого сыграет научное предусмотрение, определенной мерой — фантазия, которая в литературе является одним из основных элементов создания образов. Из диалогов и монологов читатель узнает о чувствах, мыслях персонажей, их интересах, стремлениях, отношении к событиям, явлениям, другим действующим лицам и т. п. Разные компоненты произведения — рассказ, описания, высказывания персонажей — в единое художественное целое объединяются темой и идеей произведения.

Тема — основной вопрос, который освещает писатель в произведении. Идея — основная мысль об изображенных в художественном произведении жизненных явлениях.

Тема и идея тесно связаны между собой. Задумав написать о таком важном вопросе в свое время, как положение крестьян при крепостничестве и в пореформенное время, И. Нечуй-Левицкий выучил историческое прошлое и современную ему действительность, характерные события, человеческие типы, их настроения, переживание и т. п.. Весь этот жизненный материал писатель глубоко продумал и на его основе создал новые образы людей, событий, пейзажей и т. п., в которых выразил свои общественные взгляды.

Он убедительно показал, что положение крестьян при крепостничестве было очень трудным, что такое положение закономерно порождало протест против угнетателей, что в народе всегда жило стремление к воле. Читая произведение, мы не только познаем описанную в нем действительность, а и воспринимаем точку зрения писателя на изображенное, его оценку, т. е. познаем идею произведения. Чтобы доходчиво раскрыть тему, выразить идею, писатель в определенной последовательности излагает рассказу о событиях, описаниях места, где они происходят, передает высказывания персонажей, т. е. определенным образом строит произведение.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Художественная литература как форма общественного сознания