СЛОВО О КНЯЗЬЯХ-литературный памятник, традиционно относимый к XII в и встречающийся в рукописях под заглавием «Похвала и мучение святых мученик Бориса и Глеба», «Слово похвальное на перенесение святых страстотерпец Бориса и Глеба «, «Неделя 18 п6 всех святых Слово о князьях»
Поводом к написанию произведения послужили княжеские усобицы, раздиравшие Русь Основной его пафос состоит в том, чтобы убедить современных ему князей отказаться от распрей и братоубийственных войн, приводящих к расколу Руси «Одумайтесь, князья, вы, что старшей братии своей противитесь, рать воздвигаете и поганых на братию свою призываете»,- восклицает автор Он вспоминает святых Бориса и Глеба, явивших собой пример братского послушания «Им подражайте и следуйте, их примером научитесь»,- настоятельно просит он Пусть обиды не станут поводом к измене, кто «обиду стерпит и первый мира будет искать, тот награду от Бога получит» Автор призывает князей помнить о слав ном прошлом своего рода Примером, достойным подражания, он считает черниговского князя Давида Святославича, умершего в 1 и четв XII в, «притчю» о праведном, миролюбивом нраве которого он приводит Этот князь, «брат святых Бориса и Глеба ни к кому не имел вражды Когда кто рать на него воздвигал, он рать ту покорностью своей умирял Если кто кривду какую ему чинил из братьев, он вину на себя перелагал Когда кто нарушал целованье крестное, он и тогда клятвы не преступал, никого не обижал и зла не творил Братья, видя такое его беззлобие, слушались его, как отца, и покорялись ему, как господину своему В великой тишине княжил он» И за то, что он «заповедь господню исполнил», в своей жизни земной ни с кем никогда не враждовал. Бог прославил его во время кончины князя ангел явился в голубином образе и сел ему на грудь, «терем благоуханием от тела наполнился», «солнце зайти не посмело, пока не положено было тело святое во гроб»
С дошло лишь в рукописях XV XVII вв., найдено М. П. Погодиным и опубликовано им в 1843 г. в отрывках Несколько списков произведения было обнаружено и отрывки из него опубликованы Х. М. Лопаревым в 1894 г. С. относят к произведениям ораторской прозы.
М. А. Салмана
Дайджест:
- Краткая история Киевской Руси в датах. История Киевской РусиКраткая история Киевской Руси в датах. История Киевской Руси кратко Киевская Русь сформировалась в последней четверти IX века. Фактически, это средневековое государство образовалось путем объединения различных культур. Во время правления династии Рюриковичей к ряду восточнославянских племен присоединились финно-угорские. В период своего наивысшего расцвета Киевское государство простиралось на 800 тыс. кв. км, от Таманского полуострова до ... Читать далее...
- Описание литературы Киевской РусиОбратимся теперь к рассмотрению литературы Киевской Руси. Было бы совершенно неверно полагать, что именно переводная Литература явилась единственной и основной школой литературного мастерства для древнерусских переводчиков и писателей. Огромное влияние оказали на них богатые традиции устного народного творчества, и, прежде всего традиции славянского эпоса. Как мы увидим далее, народные эпические предания представляют собой исключительно яркое ... Читать далее...
- Книги Киевской РусиКнига — уникальное, исторически сформированное, универсальное средство фиксации, сохранения и передачи, во времени и пространстве общественных приобретений и ценностей. Она развивалась одновременно с развитием общества, воплощая в себе его основные достижения и отвечая требованиям той или иной исторической эпохи. Книга как продукт, созданный в сфере материального производства, имеет материальную форму, характерную для каждого исторического отрезка ... Читать далее...
- Славянское художественное искусство Киевской РусиСлавянское искусство репрезентовано декоративно-бытовыми изделиями, украшенными орнаментами, которые служили нашим пращурам оберегами. На местах культовых центров славяне устанавливали деревянные статуи богов. После введения христианства эти образцы языческой скульптуры были почти полностью уничтожены. Из тех, что сохранились, известнейшим является так называемый Збруцкий идол IX ст., найденный неподалеку реки Збруч на Тернопольщине. В нем воплощены религиозно-мировоззренческие представления ... Читать далее...
- Духовные ценности Киевской Руси в работе Д. БалашоваПлодотворность этой художественной концепции истории подтверждает работа Д. Балашова. Внутренние центростремительные процессы чуткий и внимательный художник угадывал изучая летописи, грамоты, жития, писцовые книги, народное творчество. В интерпретации Д. Балашова духовные ценности Киевской Руси сохраняют свое вдохновляющее и объединяющее влияние II годы ордынского гнета. Д. Балашов изображает в романах трагические пути народа к единству в условиях ... Читать далее...
- Характеристика Киевской Руси, Хазарского каганата и Волжской БулгарииОбщие качества: 1. Занятия: земледелие, скотоводство, охота, ремесло, рыболовство. 2. Религия: язычество. 3. Местоположение: государства находятся на материке Евразия, имеют общие границы. 4. Каждое из государств имеет столицу. 5. Торговые пути: на булгарской земле сходились многие пути, один их них вел в Киев, другой в Итиль. 6. Имели феодальный строй. Различия: Для сокращения Киевская Русь ... Читать далее...
- Художественная проза Германии 50-х годов ХХ векаКак и другие литературные жанры, художественная проза Германии переживала свое становление в теснейшей связи с революционными общественными преобразованиями, совершавшимися в период перехода от капитализма к социализму. Способность художественной прозы изображать человеческие судьбы как переплетение общественного и личного, способность раскрывать социальную сущность явлений вначале использовалась прежде всего для того, чтобы воспитать в читателях прогрессивное историческое сознание. ... Читать далее...
- Художественная проза А. Солженицына: проблематика, поэтика, особенности организации повествованияОсновной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же время, именно в таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы — в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе ... Читать далее...
- «Житие Бориса и Глеба». Своеобразие жанраСоздание культа Бориса и Глеба, потребовавшее написания житий, им посвященных, преследовало две цели. С одной стороны, канонизация первых русских святых поднимала авторитет церкви, свидетельствовала о том, что Русь «почтена пред Богом» и удостоилась и удвоилась своих «святых угодников». С другой стороны, культ Бориса и Глеба имел чрезвычайно важный и актуальный политический подтекст: он «освящал» и ... Читать далее...
- Анализ песни Русь по поэме Кому на Руси жить хорошоВ песне «Русь» отражена одна из главных тем поэмы Н. А. Некрасова — образ Руси, жизнь и положение народа. Несмотря на ожидаемые изменения, отмена крепостного права почти не повлияла на сознание крестьян; их покорность удивительна. Это — «убогая», «бессильная» Русь. Однако часть народа осознает все ужасы рабской жизни; в образе крестьянина появляется осознание собственной силы. ... Читать далее...
- На тему: Образ Софии Киевской в романе П. Загребельного «Чудо»Экзаменационные произведения по украинской литературе. С раннего детства, путешествуя историческими местами украинской земли, мы восхищаемся архитектурными сооружениями, фресками, картинами и всегда у нас возникает множество вопросов: кто создал эти шедевры? Как сохранились они, созданные много столетий назад, до наших дней? Ответ на некоторые из таких вопросов дал выдающийся украинский писатель П. Загребельный в своем цикле ... Читать далее...
- Образ Софии Киевской — символ духовного достояния народаЧудеса рождаются не часто. Они возникают не неожиданно, а рождаются где-то в глубинах человеческой души, чтобы в один день или год появиться, возникнуть посреди площади, взглянув на мир широко раскрытыми глазами. Вот оно, чудо! Выросло такое «чудо» посреди города Киева еще в XI столетии, но «росло» оно много лет в безграничной душе Сивоока из романа ... Читать далее...
- Проза XIX века. Рассказово-очерковая демократическая прозаИх создала эпоха освобождения крестьян и Других реформ, они вдохновились идеей Служения народу, которое осуществлялось Для них ревностным изучением его быта. А. Н. Пыпин Демократическая беллетристика шестидесятых годов, используя богатые традиции русской литературы в изображении крестьянства, органично влилась в литературный процесс и заняла свое место как определенная типологическая разновидность русского реализма. Беллетристы-шестидесятники следовали программе «Современника» ... Читать далее...
- Художественная основа поэмы «Рамаяна»ГЕроическая поэма » Рамаяна «, ей более двух тысяч лет. Сказание о царевиче Раме, прямом потомке бога солнца, настолько известно, что нет в Индии человека, который бы не знал его досконально. «Рамаяна» оказала влияние на все искусство Индии, мотивы «Рамаяны» встречаются в литературе, в изобразительном искусстве, в музыке, существует ежегодный праздник, посвященный Раме,- Рамалила, во ... Читать далее...
- Краткое изложение Сен-Мар, или Заговор во времена Людовика XIIIА. де Виньи Сен-Мар, или Заговор во времена Людовика XIII В основу сюжета романа положен рассказ о действительно имевшем место в 1642 г. заговоре любимца короля Людовика XIII, маркиза Сен-Мара против всесильного кардинала Ришелье. 1639 г. Юный Анри д’Эффиа, маркиз де Сен-Мар, отправляется служить королю — едет на осаду захваченного испанскими войсками Перпиньяна. Под покровом ... Читать далее...
- Краткое содержание «Сен-Мар или Заговор во времена Людовика XIII» ВиньиАльфред Виньи Произведение «Сен-Мар или Заговор во времена Людовика XIII» В основу сюжета романа положен рассказ о действительно имевшем место в 1642 г. заговоре любимца короля Людовика XIII, маркиза Сен-Мара против всесильного кардинала Ришелье. 1639 г. Юный Анри д’Эффиа, маркиз де Сен-Мар, отправляется служить королю — едет на осаду захваченного испанскими войсками Перпиньяна. Под покровом ... Читать далее...
- Лирика провансальских трубадуров. XI-XIII ввТрубадуры — пров. поэты и певцы. trobar = «находить» , на провансальском языке. Первым трубадуром был — Гильем Аквитанский, и Джауфре Рюдель, Маркабрюн, Бернарт де Вентадорн, Гираут де Борнель, Бертран де Борн, Арнаут Даниэль, Пейре Видаль. 2. Традиционный характер поэзии: закрепленный в традиции каркас 3. все персонажи и ситуации описывались при помощи системы устойчивых формул: ... Читать далее...
- Русь в XIII — XV векахВ XIII веке центр политической жизни Руси перемещается на северо-восток где на первое место выдвигается Владимиро-Суздальское княжество. И здесь шла борьба между отдельными князьями. А между тем на Русь надвигалось такое бедствие, перед которым особенно необходима была тесная сплоченность. В 1223 году в южных степях появился новый сильный враг — татаро-монголы. Битва с ними на ... Читать далее...
- Вс. Некрасов: Художественная реальность поэтаРеальность для Вс. Некрасова неоспоримы, более того — контрастно оттеняют друг друга: жизнь прекрасна, несмотря на то ужасное, чем она полна; жизнь ужасна, несмотря на то прекрасное, что в ней есть. Эта антиномия, по Вс. Некрасову, и определяет сущность жизни. Поэт стремится замедлить бег наших глаз по строчкам, побудить к сосредоточенным, неторопливым раздумьям с тем, ... Читать далее...
- Искусство XIII — XVII векахВ XIII и XIV веках наиболее передовым было новгородское искусство. Новгород меньше всего пострадал от татаро-монгольского ига, сохранил старые основы народной вековой культуры и свои связи с Западной Европой. Поэтому именно в Новгороде создаются в этот период замечательные произведения архитектуры и живописи. Церкви, построенные в Новгороде в XIV веке, снаружи отличались простотой, почти квадратной формой, ... Читать далее...
- По литературе на тему История Руси в прадавней литературеНемного старинных книг осталось, но когда видишь фолианты, которые пришли к нам из глубины веков, то приходит мысль о том, что некоторые из них мог держать в руках Владимир Мономах, воин и политик, охотник и художник, который однажды сказал: «Что такое человек, как подумать о нем? Как небо устроено, или как солнце, или как месяц, ... Читать далее...
- Художественная деталь и ее роль в создании образа МаниловаНиколай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ ... Читать далее...
- Художественная идея и ее воплощение в поэме «Реквием»Идея «Реквиема» А. Ахматовой может быть выражена в форме долженствования и противоречия. Поэт должен выразить»свое личное горе, иначе — паралич памяти «и безумие».»Поэт должен выразить народное горе, стать голосом «сто мильонного народа», иначе — разрыв — исторической памяти и потеря исторического смысла. Не единственная возможная реакция на ужас происшедшего — немота. Отсюда трагическое противоречие «Реквиема»: ... Читать далее...
- Некоторые итоги развития русской литературы в первой половине XIII векаПодведем некоторые итоги развития русской литературы в первой половине XIII века Благодаря переписке с болгарских оригиналов и непосредственным переводам с греческого и других языков Русь восприняла многие из жанров византийской литературы, восприняла при этом в лучших, классических образцах. Русь узнала библейские и богослужебные книги, патристику, в обеих ее формах — торжественного и учительного красноречия, агиографию, ... Читать далее...
- Художественная самобытность басни «Пан и собака»Одним из самых ярких произведений Гулака-Артемовского является басня «Пан и Собака». Жанр басни вообще был достаточно распространенным в литературе XIX века. В своих баснях украинские писатели показывали свое отношение к общественному строю, который господствовал в Украине. В аллегорической форме, часто через образы животных, птиц, растений и предметов баснописцы изображали господ и простой народ, который время ... Читать далее...
- А. С. Пушкин. Капитанская дочка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ XIIIОпишите вторую встречу Гринева с Иваном Ивановичем Зуриным. Сопоставьте ее со сценой знакомства Гринева и Зурина. Подумайте, изменились ли герои, как повлияли на них обстоятельства. Неожиданная встреча Гринева с Зуриным в городке, куда они подъехали с Машей, была счастливой случайностью, Петр рассказал о своей судьбе, и они вместе решили, что Гриневу нужно остаться воевать в ... Читать далее...
- Мотив голодной жизни крестьянства в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»» Кому на Руси жить хорошо » — поэма-эпопея. В центре ее — изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее «по словечку». Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была ... Читать далее...
- Художественная практика постмодернизмаИскусство постмодернизма предлагает принципиально новую трактовку таких категорий, как художественное время и пространство. В ХХ веке возникло несколько оригинальных концепций времени, одна из которых сформулирована В. Джоном Уильямом Данном в книге «Эксперимент со временем» . Данн обратился к феномену пророческих сновидений, при котором одному человеку снится событие, происходящее наяву, например, через год, с другим человеком. ... Читать далее...
- Художественная литература ВьетнамаВьетнам — страна древней цивилизации. Трудолюбивый и талантливый вьетнамский народ тысячелетия жил в бедности и угнетении. Главными его врагами издавна были китайские императоры. В течение многих веков Китай нападал на Вьетнам, завоевывая его территории, сажал наместников китайских императоров — мандаринов. Народ сложил много сказок о жестоких притеснениях, которые он испытывал при завоевателях, о борьбе против ... Читать далее...
- Пролог поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»Вся поэма Некрасова » Кому на Руси жить хорошо » — это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова здесь важен сам процесс, важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства. В «Прологе» завязывается действие. Семеро крестьян спорят, «кому живется весело, вольготно на Руси». ... Читать далее...
Художественная проза Киевской Руси XI-XIII вв