Художественное своеобразие Гроза Островский

Художественное своеобразие. Все перечисленные особенно­сти «Грозы»; показывают, насколько новаторским было это произве­дение. Это касается и других художественных средств, использо­ванных автором. Пьесы Островского не укладываются ни в одну из классических форм.

Они чужды сценической условности, сюжеты их просты и естественны. Добролюбов нашел точное название для них — «пьесы жизни»;.

Сам драматург называл себя «реалист-слуховик»;. Каждый из ге­роев его пьесы говорит своим языком, в котором он полностью реа­лизуется.

Это язык самого народа, язык тех социальных групп, ко­торые воплощаются в разных персонажах.

Речь невежественного самодура Дикого полна просторечий и бранной лексики. Речь лицемерной ханжи Ка­банихи пестрит религиозной лексикой, ласкательными словами, нравоучительными сентен­циями, пословицами. Борис, человек городской, учившийся в Коммерческой академии, говорит правильной, лите­ратурной речью, но язык его беден и прозаичен. В речи Тихона по­стоянно обращение к авторитету «маменьки»;, а Варвара, напротив, говорит смело, порой даже грубо. В речи Кулигина много слов книжных, метафор, сравнений, экспрессивной

лексики. Даже такой эпизодический персонаж, как странница Феклу­ша, наделена своей речевой характеристикой: речь ее подобостра­стна, льстива и насыщена народно-религиозной лексикой.

Особо выделена речь Катерины. Даже ритмически-интонационно она звучит иначе: плавно, музыкально, напевно. В ней много фольк­лорных элементов: повторений, постоянных эпитетов, сравнений, об­ращений к природным силам.

Недаром Ап. Григорьев, увидевший в пьесах Островского «по­эзию народной жизни»;, сказал о них: «Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал!»;




Художественное своеобразие Гроза Островский