Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» — первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. Каждая отдельная повесть, входящая в роман, связана с существовавшей уже жанровой традицией: путевой очерк, кавказская повесть, светская повесть. Но в целом «Герой нашего времени» — качественно новое явление, роман, отличающийся остротой в постановке важнейших проблем социального, нравственного, философского плана.
Социальность Романа выражена в том, что действия его героев в конечном счете детерминированы,
Новаторство Лермонтова заключалось в том, что «самораскрытие» героя сочетается и корректируется взглядом на него «со стороны», а это позволяло более объемно воспринимать сложность и противоречивость человеческого характера. Тем самым открывалась возможность для постановки важнейших проблем уже философского характера: человек и судьба, цель и смысл жизни, столкновение добра и зла в душе человека, свобода воли и необходимости и т. д.
Наиболее отчетливо философская проблематика романа проявилась в заключительной повести «Фаталист». Печорин, впервые в жизни решившийся пожертвовать собой ради других людей, задумывается над вопросами о роли судьбы в жизни человека. Он не приходит ни к каким четким логическим формулировкам, но само направление его размышлений знаменательно: слепую веру в судьбу он решительно отвергает: «Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает».
Необычна композиция «Героя нашего времени». Роман состоит из пяти повестей, каждая из которых имеет самостоятельное значение; но в своей совокупности они образуют единое
Произведение, в котором, по словам Белинского, «один герой и одна основная идея, художественно развитая». Расположены повести не в хронологической последовательности событий. Композиция подчинена задаче постепенно раскрыть характер Печорина. Сначала дается его объективное изображение, потшм — субъективное. Таким образом, кроме внешнего сюжета в романе есть еще и внутренний, психологический сюжет.
С этим же связано и своеобразие стиля романа, сочетающее простоту и непринужденность рассказа Максима Максимыча, точность в наблюдениях и описаниях рассказчика и сложную психологическую и философскую прозу в «Журнале Печорина».
Спорным является вопрос о художественном методе романа. Единства взглядов здесь нет. Лермонтов, создавая роман, учитывал уже имеющиеся достижения реалистического искусства.
Целый ряд типично романтических образов и ситуаций он изобразил с позиций реалиста. Однако в «Герое нашего времени» явственно ощущаются и романтические тенденции. Характер главного героя, резко противопоставленного другим действующим лицам, показан уже сформировавшимся.
Социальные истоки формирования такого характера не выявлены. Ореол исключительности, некоторая загадочность, близость героя к авторскому сознанию — все это не дает возможности говорить о победе реализма в романе Лермонтова. Речь идет не о недостатках, а о художественном своеобразии произведения, в котором сочетаются различные подходы к изображению действительности.
Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»