Художественные особенности Герой нашего времени
Художественные особенности. Художественное новаторство романа обусловлено его проблематикой. Поставив перед собой задачу показать «историю души человеческой»; и создавая первый психологический роман, Лермонтов открывает особую разновидность портрета — психологический портрет. Такой портрет связывает внешность героя с особенностями его внутреннего мира, фиксирует детали внешности, несущие информацию о мыслях, чувствах, переживаниях, настроении человека.
Таков портрет Печорина в повести «Максим Максимыч»;. Он строится
Особенности пейзажа связаны прежде всего с жанром каждой из частей. «Бэла»; написана в форме путевых заметок, и поэтому природа в этой части описывается с большой документальной точностью, лишенной романтической интонации. В «Тамани»;, которая представляет собой авантюрно-приключенческий рассказ и открывает дневник
Такая функция пейзажа — следствие реалистичности литературного метода Лермонтова. В философской повести «Фаталист»; описание природы играет роль символа. Здесь звездное небо символизирует гармонию мировосприятия и ясность цели человеческого существования, которых как раз и не хватает Печорину в жизни.
Кроме того, пейзаж служит и средством характеристики различных персонажей. Отношение героя к природе выступает мерилом глубины и неординарности его натуры. Так, пейзажные зарисовки в «Журнале Печорина»; помогают понять его сложный, мятежный характер и раскрывают тонкую душевную организацию.
В своем дневнике он неоднократно дает почти поэтические описания окружающего пейзажа: «Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками»;.
Приведенное описание позволяет увидеть те особенности языка романа, которые позволили многим современникам Лермонтова дать высочайшую оценку художественного мастерства автора. «Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозой»;, — сказал Н. В. Гоголь. Превосходный стилист А. П. Чехов отмечал: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова»;. Лермонтовским приемам раскрытия «диалектики души»; учились Тургенев, Толстой, Достоевский и другие великие писатели.
О значении Лермонтова для последующего развития русской литературы превосходно сказал Л. Н. Толстой: «Будь жив Лермонтов, не нужны были бы ни я, ни Достоевский»;.
Художественные особенности Герой нашего времени