Художественные особенности «Кому на Руси жить хорошо»
Художественные особенности. Поэма Некрасова должна была стать «народной книгой»;, а потому она во многом ориентируется на традиции народного творчества. Сказочен сюжет и завязка поэмы, на мотивах народной сказки построен «Пролог»;. Здесь использованы такие традиционные сказочные образы, как скатерть-самобранка, волшебная коробочка, птичка, говорящая «человечьим голосом»;, сказочные речевые обороты, символика числа семь.
Подготавливая материал для поэмы, Некрасов собирал подлинные народные песни, но использовал их творчески,
Использует Некрасов и
Например: «Высоко Бог, далеко царь»;, «И гнется, да не ломится»;; «И рад бы в рай, да дверь-то где?»;; «Замок — собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом»;; «Всю жизнь свою ты кланялся»; — топор; «Он смирен до поры»; — снег; «Илья-пророк по ней гремит-катается на колеснице огненной»;, «В рот яблока до Спаса не беру»;.
Иногда поэт придает новый смысл образам народной поэзии. Так в известной пословице говорится: «Есть у Бога топоры, да лежат до поры»;. У Некрасова она получает остро социальное звучание: «Да наши топоры \ Лежали до поры»;.
Вся поэма изобилует образными словами и выражениями, характерными для народной речи, а в речи как автора, так и героев часто встречаются яркие запоминающиеся афоризмы. Также Некрасов использует характерные приемы народной поэзии: постоянные эпитеты ; повторы ; отрицательные сравнения.
Не только по языку, образной системе, но и по ритму поэма напоминает фольклорные произведения. Так в поэме используется нерифмованный стих, близкий к народному, который в разнообразных эпизодах и сценах умело вплетается в основной ритмический рисунок. Большая часть поэмы написана трехстопным ямбом, своеобразие которому придают два безударных слога в окончании многих стихов. Этот стих лишен рифмы, но богат внутренними созвучиями — повторами слов, перекличкой гласных и согласных звуков. Такой стих стал художественным открытием Некрасова.
Он прекрасно передает все разнообразие живой народной речи, его песни, присказки и поговорки.
В это поразительное многоголосье органично вплетаются и другие стилистические пласты: сказочно-повествовательная манера сменяется сатирико-обличительной, лирико-драматический рассказ — революционной публицистикой, — но ведущей остается народнопоэтическая стихия. Поэт утверждал: «Важен в поэме стиль, отвечающий теме»;. Вся поэма — великолепное подтверждение этого завета, оставленного неподражаемым мастером стиха.
Художественные особенности «Кому на Руси жить хорошо»