Художественные особенности «Кому на Руси жить хорошо»

Художественные особенности. Поэма Некрасова должна была стать «народной книгой»;, а потому она во многом ориентируется на традиции народного творчества. Сказочен сюжет и завязка поэмы, на мотивах народной сказки построен «Пролог»;. Здесь использованы такие традиционные сказочные образы, как скатерть-самобранка, волшебная коробочка, птичка, говорящая «человечьим голосом»;, ска­зочные речевые обороты, символика числа семь.

Подготавливая материал для поэмы, Некрасов собирал подлин­ные народные песни, но использовал их творчески,

производя тща­тельный отбор и обработку текста. Так в «Крестьянке»; поэт исполь­зует причитания знаменитой сказительницы Ирины Федосовой. Звучат здесь и свадебные причитания невесты, и лю­бовные, лирические, семейно-бытовые песни. Песенные образы и ритмы пронизывают всю художественную ткань поэмы. Так в части «Пир — на весь мир»; звучит множество песен, написанных Некра­совым в народном стиле, В таком контексте подлинно народными выглядят и песни Гриши Добросклонова, органично впитавшие фольклорную стилистику, но при этом основанные на острой социальной проблематике,

Использует Некрасов и

другие фольклорные жанры. Так в повест­вовании о Савелии заметны отзвуки былины о Святогоре, а в основе вставного рассказа «О двух великих грешниках»; лежит легенда о Ку­деяре. В состав поэмы введено огромное количество пословиц, погово­рок, загадок, поверий, примет, живущих в сознании русского народа.

Например: «Высоко Бог, далеко царь»;, «И гнется, да не ломится»;; «И рад бы в рай, да дверь-то где?»;; «Замок — собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом»;; «Всю жизнь свою ты кланялся»; — топор; «Он смирен до поры»; — снег; «Илья-пророк по ней гремит-катается на колеснице огненной»;, «В рот яблока до Спаса не беру»;.

Иногда поэт придает новый смысл образам народной поэзии. Так в известной пословице говорится: «Есть у Бога топоры, да ле­жат до поры»;. У Некрасова она получает остро социальное звуча­ние: «Да наши топоры \ Лежали до поры»;.

Вся поэма изобилует образными словами и выражениями, харак­терными для народной речи, а в речи как автора, так и героев часто встречаются яркие запоминающиеся афо­ризмы. Также Не­красов использует характерные приемы народной поэзии: постоян­ные эпитеты ; повторы ; отрицательные сравнения.

Не только по языку, образной системе, но и по ритму поэма на­поминает фольклорные произведения. Так в поэме используется нерифмованный стих, близкий к народному, который в разнооб­разных эпизодах и сценах умело вплетается в основной ритмиче­ский рисунок. Большая часть поэмы написана трехстопным ямбом, своеобразие которому придают два безударных слога в окончании многих стихов. Этот стих лишен рифмы, но богат внутренними созвучиями — повторами слов, перекличкой гласных и согласных звуков. Такой стих стал художественным открытием Некрасова.

Он прекрасно передает все разнообразие живой народной речи, его песни, присказки и поговорки.

В это поразительное многоголосье органично вплетаются и другие стилистические пласты: сказочно-повествовательная манера сменя­ется сатирико-обличительной, лирико-драматический рассказ — ре­волюционной публицистикой, — но ведущей остается народно­поэтическая стихия. Поэт утверждал: «Важен в поэме стиль, отве­чающий теме»;. Вся поэма — великолепное подтверждение этого за­вета, оставленного неподражаемым мастером стиха.




Художественные особенности «Кому на Руси жить хорошо»