Художественные особенности «Матренин двор»

Художественные особенности. Художественный мир в рас­сказе выстраивается линейно — в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матре­не дается через восприятие автора, человека много претерпевшего на своем веку, мечтавшего «затесаться и затеряться в самой нутря­ной России»;. Рассказчик оценивает ее жизнь со стороны, сравнива­ет с окружением, становится авторитетным свидетелем праведно­сти.

Во второй части героиня рассказывает о себе сама. Образ Матрены и отдельные детали в рассказе

носят символиче­ский характер. Матрена у Солженицына — воплощение идеала русской женщины.

Как отмечается в критической литературе, об­лик героини подобен иконе, а жизнь — житию святых. Ее дом как бы символизирует ковчег библейского Ноя, в котором он спасается от всемирного потопа. Гибель Матрены символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила. Сочетание страниц лирического и эпического, сцепление эпизо­дов по принципу эмоционального контраста позволяет автору ме­нять ритмику повествования, его тональность.

Таким путем идет автор к воссозданию многослойной картины жизни. Уже

первые страницы рассказа служат убедительным примером. Его открывает зачин, рассказывающий о трагедии на железнодорожном разъезде. Подробности этой трагедии мы узнаем в конце рассказа. Солженицын не дает развернутого портрета Матрены.

Ему важ­но изобразить не столько ее внешнюю красоту, сколько внутренний свет, струящийся из ее глаз. «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью»;. Даже после страшной гибели героини ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мерт­вое»;. Матрена плоть от плоти народной. Глубоко народный характер проявляется в ее речи.

Выразительность, яркую индивидуальность придает ее языку обилие просторечной, диалектной лексики. Глубоко народна и манера ее речи, то, как она выговаривает свои слова: «Они начинались ка­ким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках»;. Писатель искал новое слово. Примером тому могут служить его убедительные статьи о языке в «Литературной газете»;, фантастиче­ская приверженность Далю, изобретательность в лексике.

В рассказе «Матренин двор»; Солженицын пришел к языку проповеди. Рассказ называли «блистательным»;, «подлинно гениальным произведением»;. В отзывах о нем отмечалось, что он и среди рас­сказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художест­венного вкуса.




Художественные особенности «Матренин двор»