Художественные особенности «Отцы и дети»

Художественные особенности. Тургенев так определяет ос­новную черту своего творческого метода: «Наше время требует уло­вить современность в ее преходящих образах»;. Она обуславливает возникновение в творчестве писателя особого вида реалистического романа, называемого культурно-историческим. Для такого романа свойственно представление злободневных проблем, новых идей и ге­роев времени, характеризующихся через особый тип культуры, что с полным основанием можно отнести к роману «Отцы и дети»;. Этому произведению присуще еще одно

качество культурно-исторического романа: становиться своеобразным самоотчетом русского общества за конкретный временной отрезок. Другим отличительным качеством романа является его насы­щенность идейной полемикой, что отразилось на всей системе ис­пользуемых художественных средств.

Главным из них становится диалог, развивающийся в форме идейного спора. В диалоге рас­крываются, обнаруживаются характеры героев. Диалоги Базарова с Павлом Петровичем, с Аркадием, с Ситниковым и Кукшиной, с Одинцовой характеризуют героя более полно и всесторонне, чем его поступки, которые порой кажутся весьма противоречивыми.

В от­личие от своих противников Базаров в споре краток, не стремится говорить красиво, но при этом он очень убедителен. Почти из всех споров он выходит победителем. Важнейшим средством характеристики героев является их язык.

Различные интонационные оттенки воссоздают сложнейшую гамму переживаний героев, а выбор лексики характеризует их социаль­ное положение, круг занятий и даже эпоху, к которой они принад­лежат. К примеру, Павел Петрович употребляет в своей речи «эф — то»; вместо «это»; и «в этой причуде сказывался остаток преданий александровского времени»;. Или другой пример: слово «принцип»; Павел Петрович «выговаривал мягко, на французский манер»;, как «принсип»;, а «Аркадий, напротив, произносил «прынцип»;, налегая на первый слог»;, из чего становится ясно, что герои, принадлежа к различным поколениям, воспринимают это слово по-разному. Противопоставление характерно и для других художественных средств, поскольку антитеза является идейно-структурной основой всего произведения.

Это касается использованных деталей. Так, Ба­заров и Павел Петрович, противопоставленные по происхождению и социальному положению, характеризуются разными деталями поведения, речи, портретными деталями. Так, полной антитезой портрету Базарова, нарисованному в 1-й гла­ве, является портрет Павла Петровича: у Евгения лицо «длинное»;, лоб «широкий»;, волосы «длинные и густые»;, у Павла Петровича чер­ты словно выведены «тонким и легким резцом»;, волосы «коротко стриженные»;; рука у Базарова «красная»;, а у Павла Петровича «кра­сивая… с длинными розовыми ногтями»;; Базаров одет в «длинный балахон с кистями»;, а Павел Петрович в «темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки»;. Благодаря всем этим средствам характеристики Тургенев вы­ступает в романе как объективный повествователь, выражающий свою позицию через развитие сюжета, сопоставление героев, ре­зультаты их действий. Психологизм Тургенева тоже особый: по сло­вам самого писателя, он «тайный психолог»;.

Это означает, что Тур­генев намекает на скрытые причины состояния или поведения героев, прямо их не анализируя, а вовлекая читателя в аналитиче­ский процесс. Не изображая прямо чувства и мысли своих героев, писатель дает возможность читателю их угадывать по внешним проявлениям. К примеру, по тому, как Одинцова «с принужденным смехом»; говорит Базарову о предложении, сделанном Аркадием Кате, а затем по ходу разговора «опять смеется и быстро отворачи­вается»;, становятся ясны ее чувства: растерянность и досада, кото­рые она старалась скрыть за смехом.

Но объективность повествования не мешает выражению автор­ского лиризма, который проявляется в описаниях красоты искусст­ва, природы, резко противостоящих подчеркнутому антиэстетизму Базарова. Так, несогласие со взглядами Базарова выражено в описании игры Николая Петровича на виолончели: «Кто-то играл с чувством, хотя и неопытной рукой, «Ожидание»; Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия»;. «Отцы и дети»; по праву признаны самым совершенным романом Тургенева. Соотношение сюжетной динамики, психологизма, лириче­ского начала в повествовании, философски значимых диалогов, быто­вых описаний, социальных характеристик — всех элементов идейно­художественной структуры здесь достигает идеального равновесия.




Художественные особенности «Отцы и дети»