Художественные особенности «Отцы и дети»
Художественные особенности. Тургенев так определяет основную черту своего творческого метода: «Наше время требует уловить современность в ее преходящих образах»;. Она обуславливает возникновение в творчестве писателя особого вида реалистического романа, называемого культурно-историческим. Для такого романа свойственно представление злободневных проблем, новых идей и героев времени, характеризующихся через особый тип культуры, что с полным основанием можно отнести к роману «Отцы и дети»;. Этому произведению присуще еще одно
Главным из них становится диалог, развивающийся в форме идейного спора. В диалоге раскрываются, обнаруживаются характеры героев. Диалоги Базарова с Павлом Петровичем, с Аркадием, с Ситниковым и Кукшиной, с Одинцовой характеризуют героя более полно и всесторонне, чем его поступки, которые порой кажутся весьма противоречивыми.
Различные интонационные оттенки воссоздают сложнейшую гамму переживаний героев, а выбор лексики характеризует их социальное положение, круг занятий и даже эпоху, к которой они принадлежат. К примеру, Павел Петрович употребляет в своей речи «эф — то»; вместо «это»; и «в этой причуде сказывался остаток преданий александровского времени»;. Или другой пример: слово «принцип»; Павел Петрович «выговаривал мягко, на французский манер»;, как «принсип»;, а «Аркадий, напротив, произносил «прынцип»;, налегая на первый слог»;, из чего становится ясно, что герои, принадлежа к различным поколениям, воспринимают это слово по-разному. Противопоставление характерно и для других художественных средств, поскольку антитеза является идейно-структурной основой всего произведения.
Это касается использованных деталей. Так, Базаров и Павел Петрович, противопоставленные по происхождению и социальному положению, характеризуются разными деталями поведения, речи, портретными деталями. Так, полной антитезой портрету Базарова, нарисованному в 1-й главе, является портрет Павла Петровича: у Евгения лицо «длинное»;, лоб «широкий»;, волосы «длинные и густые»;, у Павла Петровича черты словно выведены «тонким и легким резцом»;, волосы «коротко стриженные»;; рука у Базарова «красная»;, а у Павла Петровича «красивая… с длинными розовыми ногтями»;; Базаров одет в «длинный балахон с кистями»;, а Павел Петрович в «темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки»;. Благодаря всем этим средствам характеристики Тургенев выступает в романе как объективный повествователь, выражающий свою позицию через развитие сюжета, сопоставление героев, результаты их действий. Психологизм Тургенева тоже особый: по словам самого писателя, он «тайный психолог»;.
Это означает, что Тургенев намекает на скрытые причины состояния или поведения героев, прямо их не анализируя, а вовлекая читателя в аналитический процесс. Не изображая прямо чувства и мысли своих героев, писатель дает возможность читателю их угадывать по внешним проявлениям. К примеру, по тому, как Одинцова «с принужденным смехом»; говорит Базарову о предложении, сделанном Аркадием Кате, а затем по ходу разговора «опять смеется и быстро отворачивается»;, становятся ясны ее чувства: растерянность и досада, которые она старалась скрыть за смехом.
Но объективность повествования не мешает выражению авторского лиризма, который проявляется в описаниях красоты искусства, природы, резко противостоящих подчеркнутому антиэстетизму Базарова. Так, несогласие со взглядами Базарова выражено в описании игры Николая Петровича на виолончели: «Кто-то играл с чувством, хотя и неопытной рукой, «Ожидание»; Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия»;. «Отцы и дети»; по праву признаны самым совершенным романом Тургенева. Соотношение сюжетной динамики, психологизма, лирического начала в повествовании, философски значимых диалогов, бытовых описаний, социальных характеристик — всех элементов идейнохудожественной структуры здесь достигает идеального равновесия.
Художественные особенности «Отцы и дети»