Художественные особенности «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Художественные особенности. Вся художественная система романа направлена на максимальное раскрытие идей, заложенных в нем, и строится на основе принципов полифонии. В соответствии с этим контраст пронизывает все сферы романа: это касается и сис­темы персонажей, и связанных с ними идей, и портретной характе­ристики, и обрисовки обстановки действия. Можно сказать, что контрасты пронизывают и внешний, и внутренний мир героев. Со­ответственно меняется способ психологического анализа: он на­правлен на то, чтобы раскрыть борьбу противоборствующих

сил сознания и подсознания героев.

Для этого Достоевский использует разнообразные приемы открытого и скрытого психологизма. Основ­ные приемы прямого выражения внутреннего мира героев — это их высказывания в форме диалога, моно­лога, внутреннего монолога, исповеди, а также сны. К приемам скрытого психологизма, основанного на опосредованном выраже­нии внутреннего мира литературных героев, относятся психологи­ческий портрет, психологический пейзаж, несобственно-прямая речь и другие средства, позволяющие через внешние проявления увидеть внутреннее состояние героев. Насколько широко используются эти

приемы видно уже по тому, какую большую идейно-смысловую нагрузку имеют сны, причем речь идет не только о снах Раскольникова. Так, сон Свидригайлова дает возможность не только заглянуть в его душу, но и служит важным по­воротным моментом в развитии сюжета: именно этот сон окончательно определяет решение Свидригайлова пойти на самоубийство.

Все сны Раскольникова, помимо средства психологической характеристики, имеют важное композиционное значение, поскольку отмечают момен­ты завершения определенного этапа идейных исканий. Со снами связана и особая символика. Символичны в романе также цвета, детали, отдельные слова, даже имена. Многозначно имя главного героя — Родион Романович Раскольников. Здесь и раскол внутри героя, раздвоенность его на­туры и сознания, но есть и определенная смысловая соотнесенность со словом «раскольник»; — человек, очень строго придерживающий­ся своей веры. Символичны и несут психологическую нагрузку предметно­бытовые детали и городской пейзаж. Петербург в романе — это особое духовное пространство и действующее лицо.

Невыносимая духота ста­новится «атмосферой преступления»;; темнота, грязь и слякоть разви­вают отвращение к жизни и презрение к себе и к окружающим; сы­рость и изобилие воды во всех видах рождают ощущение текучести, недолговечности и относительности всех явлений действи­тельности. Каморка Раскольникова, где он вынашивает свою теорию, напоминает «сундук»;, «шкаф»; или «гроб»; и становится символом мерт­венности среды обитания героя, предопределяющей убийственность и бесчеловечность обдумываемой им теории. Такой символический смысл имеют дворы-колодцы, бесконечные грязные, темные лестни­цы, коридоры.

Все вместе это создает образ фантастического города, наделенного мрачной мистической силой, угнетающей личность и лишающей ее ощущения прочности, жизнестойкости. Понятно, почему в таком пространстве так много помешательств рассудка. Мотив безумия также является для Достоевского одним из важнейших художественных средств.

Непосредственно он связан с Раскольниковым, Катериной Ивановной, Свидригайловым, но и все другие герои романа, находясь в искаженном пространстве, в какой-то мере теряют способность трезво мыслить. Кроме того, для писателя, считающего, что подлинная суть человека заключается в подсознании, важно использовать все средства, отодвигающие соз­нание — в том числе и безумие или временное помешательство. Той же цели служит и прием нагнетания психологической, эмо­циональной напряженности, которая приводит к взрыву — ссоре, скандалу, драке. Но еще большую роль играет психологически напряженный диалог-спор, который провоцирует героев на высказывание своих сокровенных мыслей и чувств. Такого рода диалоги имеют характер психологического поединка. Психологическая мотивация поступков героев обнаруживается также в их исповедях и внутренних монологах, кото­рые часто тоже имеют характер диалога-спора с самим собой. Задаче психологического анализа подчинена и портретная ха­рактеристика героев.

Писатель использует принцип двойного портретирования. Главные герои описываются дважды, поскольку один портрет не может охватить резко полярные стороны их натуры. Так первый портрет Раскольникова рисует достаточно привлекательно­го молодого человека — та­ким он должен быть от природы; второй же портрет подчеркивает мучительное состояние, в котором находится герой. Первый портрет Сони, ко­гда она прямо с улицы прибегает к постели умирающего отца в кричащем наряде уличной женщины, контрастирует ее внутрен­нему состоянию и сути натуры. А второй портрет, когда она прихо­дит к Раскольникову пригласить его на поминки, больше соответ­ствует ее истинной сущности: она в простом, скромном платье выглядит почти девочкой — худенькой, бледной, растерянной.

Осо­бую роль в портретной характеристике играют глаза. «Прекрасные темные глаза»; Раскольникова сменяются «воспаленным взглядом»;, который выражает страх и смятение в душе после совершенного убийства. Голубые глаза Сони «неподвижны от ужаса»; в первом портрете и «потеряны»;, как у испуганного ребенка, во втором. В целом можно сказать, что в творчестве Достоевского реализм заостряется настолько, что вплотную подходит к грани, размыкаю­щей мир художественного произведения в реальный мир, не утрачи­вая при этом высочайшего художественного мастерства.

Сам писа­тель гордился своим реализмом: он отмечал, что описывает не абстрактного «общечеловека»;, а реального европейца XIX века со всеми безысходными противоречиями его «больного сознания»;. Про­рочески предсказывая грядущие катастрофы, Достоевский верил в то, что «правда человеческая победит»;, и своим творчеством внес ве­ликий вклад в дело преображения мира и человека. «Красота спасет мир»; — сказал писатель и своим творчеством укрепил это понятие в сознании многих поколений русских и зарубежных читателей.




Художественные особенности «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»