Художественные особенности ранних рассказов М. Горького
Тема ранних рассказов Горького — необыкновенные герои в обыкновенной жизни. Общую идею ранних рассказов можно сформулировать так: автор ищет в тяжелой, сонной российской действительности, которая его окружает, смелых и гордых людей; эти яркие, вечно ищущие смысл жизни герои противопоставляются окружающей мещанской среде, с ее ограниченными интересами и убогим духовным миром. Иными словами, в идейном содержании рассказов явно присутствуют признаки революционного романтизма. Все писатели-романтики выражают решительное неприятие современного
Так создается двоемирие, которое является отличительной особенностью произведений романтизма. Отталкиваясь от красивого, но придуманного идеала, романтики с удвоенной силой начинают критиковать окружающий мир. Одни изображают героев, которые не примиряются с действительностью, искренне желают ее улучшить или даже исправить; другие показывают героев, которые отстраняются от реального мира, углубляются
Творчество первых принято относить к активному романтизму, творчество вторых — к пассивному романтизму. Герои ранних рассказов Горького — романтические бунтари, они пытаются бороться с окружающим миром, утверждают свою духовную независимость от мещанской морали, руководствуются деятельной любовью к людям, то есть являются активными романтическими героями. Главной художественной особенностью ранних рассказов Горького является соединение в одном произведении черт революционного романтизма и реализма.
Во-первых, жанровое своеобразие ранних рассказов Горького в том, что в них автор через одну антитезу, как принято у писателей-романтиков, решает мировоззренческие философские проблемы. В «Макаре Чудре» ставится нравственный вопрос: что важнее для человека — любовь или воля? Такова тема рассказа. История любви молодых героев иллюстрирует романтическую идею: воля дороже всего в жизни. В «Старухе Изергиль» главный нравственный вопрос-тема несколько изменяется, но по сути является продолжением темы «Макара Чудры»: в чем счастье — в свободе от людей или в жизни для людей?
Здесь идея-ответ дается в виде легенды о Данко, который посвятил себя служению своему народу и обрел любовь и бессмертие в людской памяти. В «Песне о Соколе» вопрос-тема о цели жизни ставится почти по-гамлетовски: что достойнее — смириться под ударами судьбы иль оказать сопротивление? Правильный выбор, по мнению автора, делает Сокол: мудрость жизни — в активной борьбе со всевозможными препятствиями.
Такова идея рассказа. Во-вторых, Горький активно использует любимые романтиками жанры: легенды, полулегендарные истории, философские аллегории. В-третьих, герои ранних рассказов Горького — яркие натуры, которые не сгибаются под гнетом обстоятельств, но активно борются с этими враждебными обстоятельствами. Романтические герои Горького — гордые личности, умеющие наслаждаться жизнью, обладающие яркими чувствами, сильными страстями, совершающие смелые поступки.
Характеры героев созданы писателем вполне в романтическом духе, то есть отличаются односторонностью. Этим героям присуще одно всепоглощающее стремление-качество, которое подавляет остальные черты характера. У Радды и Лойко это — гипертрофированное чувство собственного достоинства и независимости. У Ларры главная черта — гипертрофированный эгоизм, у Данко — любовь к людям, когда герой не щадит даже собственной жизни, желая спасти свой народ, у Сокола — желание активной деятельности. При этом горьковские герои не знают душевного раздвоения; противоречий между мыслью, чувством и действием; их характеры лишены динамики. В-четвертых, во всех анализируемых рассказах присутствует романтический пейзаж.
В «Макаре Чудре» выразительными штрихами описана черная южная ночь в степи, слышен рокот недалекого моря, а герои сидят около большого костра, который как бы разрезает своим светом ночь: «Окружавшая людей мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море». В «Старухе Изергиль» изображается молдавская степь, поздний летний вечер, переходящий опять в черную южную ночь, таинственные тени и огоньки в ночной степи. В «Песне о Соколе» Горький рисует ясную, прозрачную ночь в степном Крыму, упоминает плеск близкого моря. В-пятых, каждый из трех рассказов имеет очень похожее композиционное построение — рассказ в рассказе.
Произведение начинается с описания места действия и старика рассказчика, заканчивается упоминанием о молодом слушателе, о его чувствах, а в середине — сам рассказ стариков об их любимых героях. Таким образом, все три рассказа построены по кольцевой композиции. Такое построение часто встречалось у писателей-романтиков XIX века и оформлялось как исповедь. Горький, как и предшествующие романтики, использует прием самораскрытия героя. Рассказывая легенды и истории молодому слушателю, старики объясняют свои собственные взгляды на жизнь — раскрывают свое мировоззрение, свою систему жизненных ценностей. В-шестых, в каждом рассказе описание героев и событий дано в романтическом стиле, который характеризуется множеством красочных эпитетов, ярких сравнений, неожиданных метафор.
Примером могут служить портреты стариков. «Макар Чудра» начинается с описания старого цыгана: «Он полулежал в красивой, сильной позе, методически потягивал из своей громадной трубки, выпуская изо рта и носа густые клубы дыма, и, неподвижно уставив глаза куда-то в мертво молчавшую темноту степи, разговаривал…». В начале «Старухи Изергиль» помещается подробный портрет старой молдаванки, похожей на романтическую ведьму: «Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и морщинистый нос, загнутый, словно клюв совы. Кожа на лице, шее, руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ожидать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами» . В «Песне о Соколе» представлено романтическое изображение крымского чабана Надыра-Рагима-оглы.
Молодой человек, беседующий со стариком, не выписывает подробно его лицо, фигуру, одежду, но подбирает выразительные штрихи: «высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик» является неотъемлемой, органичной частью окружающей природы. Горький использует в рассказах особый строй речи — напевный, похожий на стихотворный. Ритмичность прозы достигается особым подбором слов, постановкой определения после определяемого слова, изобилием выразительных тропов.
Герои-старики рассказывают свои истории молодому человеку, пешком путешествующему по Руси, — единственному реалистическому персонажу в рассказах. В критической литературе его принято называть «автобиографический герой». От него не слышно жалоб на неудобства кочевой жизни, он вносит в произведения дух благородства и оптимизма, пользуется уважением стариков рассказчиков.
Читатель не знает о нем ничего: ни его имени, ни возраста, ни причин, которые заставили его странствовать. В этом автобиографический герой похож на романтических героев, но в нем есть и другие черты, отличающие его от романтических героев. Мировоззрение стариков — романтический максимализм — его не устраивает, потому что он знает реальную жизнь, которая сильно отличается от легендарной. Он заинтересованно слушает историю о Радде и Лойко, но не соглашается с жизненной философией Макара Чудры.
Он же восхищается красочностью легенд о Ларре и Данко, но критически оценивает жизнь старой Изергиль. Подводя итог, необходимо отметить, что три анализируемые рассказа по идейно-художественным приемам относятся к романтизму: смысловая антитеза в основе сюжета, герои с сильными страстями и одной главной чертой характера, «одушевленный» пейзаж, самораскрытие героя-рассказчика, кольцевая композиция, красочный стиль повествования. В рассказах звучит типичный для революционных романтиков мотив неприятия окружающей действительности, противоборства с судьбой, дерзкого вызова стихиям. В центр повествования Горький ставит героев сильных, смелых, не покоряющихся никому и ничему.
Творчество Горького называют интеллектуальным, потому что в основе его произведений лежит спор философских идей. «Есть ли что-нибудь дороже свободы?» — задает вопрос Макар Чудра. «В чем бессмертие человека, а значит, и смысл его жизни?» — рассуждает старуха Изергиль. «Безумство храбрых — это глупость или подвиг?» — спрашивает Рагим. Старики рассказчики отвечают на эти вопросы своими легендарно-фантастическими историями, а автобиографический герой выражает в этих произведениях реалистический взгляд на мир. Таким образом, в ранних рассказах Горького переплетаются реализм и революционный романтизм, то есть начинает формироваться новое литературное направление, названное позже «социалистическим реализмом».
Если писатели-реалисты XIX века уделяли главное внимание быту, происхождению, воспитанию героя, то Горького интересовала неповторимая индивидуальность героев, в которой проявлялись их потенциальные возможности. В ранних рассказах писатель утверждает смой положительный идеал человека и рисует прекрасных героев, прекрасную природу, прекрасную судьбу.
Художественные особенности ранних рассказов М. Горького