Художественные особенности Романа «Мастер и Маргарита»
Художественные особенности. Роман «Мастер и Маргарита»; очень интересен и в то же время сложен в композиционном плане. В нем присутствуют два мира: мир Мастера и мир Иешуа.
Персонажи каждого из этих миров живут своей жизнью, и в то же время они находятся в сложных взаимоотношениях. Автор, с одной стороны, противопоставляет своих героев, а, с другой, объединяет их общей идеей. Роман о Мастере гораздо сложнее в композиционном плане, чем роман о Пилате и Иешуа, но при чтении не возникает ощущения разрозненности частей произведения.
Роман
«Евангельские»; главы отличаются по стилю от глав, рассказывающих о Москве. Их характеризует скупость изображения, порой переходящая в высокий стиль трагедии.
Главы,
Интересной деталью композиционного построения романа является одноплановость повторяющихся сцен столкновения Воланда с жителями Москвы. Они состоят из встречи, испытания, разоблачения и наказания. Сама идея поместить в Москву 30-х годов Сатану и его свиту была необыкновенно новаторской.
Текст романа представляет собой цепь эпизодов, каждому из которых посвящена отдельная глава. Описание событий дано с точки зрения персонажей, которые в них участвуют.
Неизменно в романе присутствует автор. Авторские замечания служат средством создания эффекта документальности, большей убедительности повествования. Только в эпилоге он обнаруживает себя в полной мере: «Пишущий эти правдивые строки сам лично, направляясь в Феодосию, слышал в поезде рассказ о том, как в Москве две тысячи человек вышли из театра нагишом в буквальном смысле слова и в таком виде разъехались в таксомоторах»;.
Он не является участником событий, но занимает определенную про — странственно-временную позицию по отношению к этим событиям в художественной реальности. Другими словами, роман создан как бы неким Автором, на которого и ложится ответственность за введение в реальный мир фантастических образов.
Художественные особенности Романа «Мастер и Маргарита»