Художественные особенности Романа «Мастер и Маргарита»

Художественные особенности. Роман «Мастер и Маргарита»; очень интересен и в то же время сложен в композиционном плане. В нем присутствуют два мира: мир Мастера и мир Иешуа.

Персо­нажи каждого из этих миров живут своей жизнью, и в то же время они находятся в сложных взаимоотношениях. Автор, с одной сторо­ны, противопоставляет своих героев, а, с другой, объединяет их об­щей идеей. Роман о Мастере гораздо сложнее в композиционном плане, чем роман о Пилате и Иешуа, но при чтении не возникает ощущения разрозненности частей произведения.

Роман

о Понтии Пилате и Иешуа состоит всего из четырех глав. Глава «Понтий Пилат»; — это рассказ Воланда при первой встрече с Берлиозом и Ива­ном Бездомным. Следующая глава «Казнь»; возникает во сне Ивана Бездомного. Главы «Как прокуратор пытался спасти Иу­ду из Кириафа»; и «Погребение»; читает в романе Маргарита. Указанные главы, уже являющиеся отдельным романом, включены в основное повествование как его неотъемлемая часть.

«Евангельские»; главы отличаются по стилю от глав, рассказы­вающих о Москве. Их характеризует скупость изображения, порой переходящая в высокий стиль трагедии.

Главы,

повествующие о современной Булгакову Москве и ее оби­тателях, написаны в разной стилевой манере: это и гротесковые сцены, и лирико-драматические, и фантасмагорические. В соответ­ствии с поставленной задачей автор обращается к различной лек­сике: от низкой до лирико-поэтической, изобилующей повторами и метафорами.

Интересной деталью композиционного построения романа явля­ется одноплановость повторяющихся сцен столкновения Воланда с жителями Москвы. Они состоят из встречи, испытания, разоблаче­ния и наказания. Сама идея поместить в Москву 30-х годов Сатану и его свиту была необыкновенно новаторской.

Текст романа представляет собой цепь эпизодов, каждому из ко­торых посвящена отдельная глава. Описание событий дано с точки зрения персонажей, которые в них участвуют.

Неизменно в романе присутствует автор. Авторские замечания служат средством создания эффекта документальности, большей убедительности повествования. Только в эпилоге он обнаруживает себя в полной мере: «Пишущий эти правдивые строки сам лично, направляясь в Феодосию, слышал в поезде рассказ о том, как в Мо­скве две тысячи человек вышли из театра нагишом в буквальном смысле слова и в таком виде разъехались в таксомоторах»;.

Он не является участником событий, но занимает определенную про — странственно-временную позицию по отношению к этим событиям в художественной реальности. Другими словами, роман создан как бы неким Автором, на которого и ложится ответственность за вве­дение в реальный мир фантастических образов.




Художественные особенности Романа «Мастер и Маргарита»