Художественные особенности. Прежде всего они связаны с традициями русского фольклора в области формы и стиля. Помимо традиционных масок животных, их иерархии и принципов раскрытия, следует сказать о народносказочной лексике и речевых оборотах, принципе троекратия.
Но в отличие от народных сказок, Щедрин широко вводит в свои сказки остросовременную сатиру, с которой связан ряд других особенностей этих произведений. Так, в сказках появляются детали, связанные с современной автору жизнью. Отражается это и в лексике, включающей канцеляризмы, жаргонизмы, архаизмы, иностранные слова, публицистическую лексику, что невозможно в фольклорной сказке.
И все же главное — это гротескная заостренность образов, использование аллегории, иносказания и эзопова языка.
Эзопов язык — это нарочито затемненный, полный намеков и недомолвок литературный язык, который писатель вынужден использовать, чтобы выразить свою мысль иносказательно и избежать запрета цензуры. Эзопов язык приводит к тому, что не названный, но описанный предмет легко угадывается по ассоциации или через аллюзии. Он еще до создания сказок широко использовался в творчестве Салтыкова-Щедрина, но именно в сказках раскрылись все его богатейшие возможности.
Благодаря ему в сказках возникают неожиданные переключения из реального плана в нереальный, что создает некую фантастическую призрачность происходящего.
В сказках Салтыкова-Щедрина, таким образом, сконцентрированы важнейшие особенности творческой манеры писателя: укрупненное, заостренное изображение действительности, обнажающее скрытые «механизмы»; жизни; единство обыденного и чудесного, социального и фантастического; ироническое повествование, окрашенное сердечной болью и гневом.
Писатель избрал стиль, соответствующий природе его таланта и вместе с тем отвечающий главной задаче литературы: исследовать жизнь как можно полнее и точнее, познать ее движущие силы, конечный смысл. По справедливому замечанию Тургенева, сатира Щедрина — это «увеличительное стекло»; художника-исследователя. Продолжателем традиций писателя в русской литературе XX века стал М. А. Булгаков.
Дайджест:
- Хотя животные, а все-таки цари… Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-ЩедринаЭти слова с успехом можно отнести к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл сказками «для детей изрядного возраста». На первом уроке необходимо выделить несколько главных положений: 1. «Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех ... Читать далее...
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика Художественные особенностиГиперболизация. В классе можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории одного города». Параллели сказки «Медведь на воеводстве» и романа «История одного города»: Лесная трущоба — город Глупов; Топтыгин, Осел, Лев — градоначальники; Лесные мужики — глуповцы. Справка из словаря С. И. Ожегова: Трущоба — а) ... Читать далее...
- Сопоставительная характеристика народных сказок и Салтыкова-ЩедринаВ сказках народных всегда присутствует зачин. Это характерная часть, начинающая повествование, погружающая читателя в историю. Обычно зачин начинается с характерных для народных сказ клише, например «Жили-были…». Зачин есть и в сказках Салтыкова-Щедрина. Так же как и в народных, в некоторых сказках автора есть троекратные повторы. Они являются одной из главных черт русских народных сказок, и ... Читать далее...
- Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-ЩедринаРешая авторские задачи сатирического изображения современной ему действительности, Щедрин использовал различные виды иносказаний. Щедрин называл эзоповской свою творческую манеру, по его словам «обнаруживавшую замечательную изворотливость в изображении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств». Называя такую манеру «рабскою», писатель замечал, что она «не безвыгодна, потому что благодаря ее обязанности писатель отыскивает такие политические черты и ... Читать далее...
- Особенности сказок М. Е. Салтыкова-ЩедринаМ. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть, господа и рабы, страх как основа рабской психологии, каторжный труд и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий. Что сближает сказки ... Читать далее...
- Обобщающий смысл сказок М. Салтыкова-ЩедринаЦели: показать обобщающий смысл сказок Щедрина; расширить читательский кругозор учащихся; определить значение щедринской сатиры в наше время; совершенствовать навыки работы в группе. Оборудование: раздаточный материал для работы в группах. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель. Сказки — итог многолетних наблюдений писателя. Чтобы по-настоящему оценить их и ... Читать далее...
- Анализ сказок М — Е — Салтыкова-Щедрина анализ сказки салтыков щедринПодготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина анализ сказки салтыков щедрин Салтыков-Щедрин писал свои Сказки в те годы, когда в литературе свирепствовала цензура. Существовала большая вероятность, что художественное произведение будет запрещено к печати, если в нем будут заподозрены неблагонадежные мысли. Поэтому автору приходилось изощряться, применять различные художественные средства для того, чтобы скрыть от ... Читать далее...
- Художественное своеобразие одной из сказок М. Е. Салтыкова-ЩедринаТворчество М. Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и ... Читать далее...
- Проблематика и художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-ЩедринаЕго преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья. И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья… Н. А. Некрасов Тема цикла сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина — иносказательное изображение современной автору российской действительности. Идея цикла, с одной стороны, разоблачение всей ... Читать далее...
- Особенности сатиры Салтыкова-ЩедринаПодготовка к ЕГЭ: Сочинение особенности сатиры Салтыкова-Щедрина Сочинение. Тема: «Особенности сатиры Салтыкова-Щедрина». Блестящий сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин стоит особняком в плеяде известных писателей России девятнадцатого столетия. Писатель своим словом вершит суд над царско-помещечьим господством, длящимися веками произволом и насилием. Вместе с тем он обличает пассивность угнетенных масс, понимая, что историей еще не предуготовлено их освобождение. ... Читать далее...
- Какой художественный прием используется М. Е. Салтыковым-Щедриным в «Сказках»?Какой художественный прием используется М. Е. Салтыковым-Щедриным в «Сказках»? М. Г. Салтыков-Щедрин Какое произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина является образцом сатиры на бюрократически-полицейскую Россию? Какой главный прием использует М. Е. Салтыков-Щедрин для создания сатирического образа города Глупова? А. Гротеск Б. Сравнение В. Метафора Против чего направлена сатира в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина? А. Крепостничество ... Читать далее...
- Кто и что является объектами осмеяния в «Сказках» М. Е. Салтыкова-Щедрина?Каковы художественные особенности «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина являются по своему пафосу и направленности политическими сатирами. Сатирические образы созданы на основе аллегории и гротеска. В сказках М. Е. Салтыков-Щедрин использует традиционные образы зверей, наполняя их новым социальным смыслом. В языке сказок часто встречаются народные пословицы, сказочные формулы. Сказки написаны эзоповым языком, благодаря ... Читать далее...
- Идейно-тематическое содержание Салтыкова-ЩедринаИдейно-тематическое содержание. В сказках получают развитие излюбленные темы писателя: обличение самодержавия и бюрократизма, трусости и политической несостоятельности русского либерализма, паразитизма правящих сословий, пассивности народа, обывательской психологии. Условно все сказки Щедрина можно разделить на четыре группы. Первую из них составляют сказки, содержащие сатиру на правительственные круги и господствующее сословие. Во вторую группу входят сказки, сатирически рисующие ... Читать далее...
- Идейное содержание «сказок» Салтыкова-Щедрина«Сказки» Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях России высказывались многие точки зрения. Известно, что Салтыков-Щедрин был сторонником борьбы с самодержавием. Как и многие мыслящие люди того времени, он был увлечен «народной» идеей ... Читать далее...
- Какова особенность названий сатирических сказок Салтыкова-Щедрина?Сказка — один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIII-XIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказки и создает сборник «Сказки для детей изрядного возраста». Они, по мысли писателя, ... Читать далее...
- Мир сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина1. Понятие и типологии сказок. 2. Сказка народная и сказка авторская. 3. Галерея образов сказочных персонажей. 4. От помещика и генерала до интеллигента и мужика. 5. Влияние сказок Щедрина на русскую литературу — Сказка — ложь, да в ней намек… А. С. Пушкин Сказка — особый, фантастический и реальный мир. В небольшом по объему тексте ... Читать далее...
- Жанровое своеобразие в сказках Салтыкова-ЩедринаЖанровое своеобразие. Сказки Щедрина основаны на фольклорной форме и стиле, но при этом являются литературными сказками, которые в фантастической, аллегорической или гротесковой форме изображают окружающий мир. По духу они ближе всего к литературной сказке Пушкина, в которой ирония и юмор сочетаются с глубокими размышлениями о жизни. С точки зрения фольклорной традиции, сказки Салтыкова — Щедрина ... Читать далее...
- Социальный пафос сказок М. Е. Салтыкова-ЩедринаСказки М. Е. Салтыкова-Щедрина свидетельствовали о новом взлете могучего таланта автора и были своеобразным итогом его творчества. Многие вопросы и проблемы, многие темы и типы предшествующих сатир нашли свое оригинальное идейно-образное решение и воплощение в сказочных персонажах и сюжетах и получили новую и в высшей степени популярную художественную жизнь. Пафос сказок Салтыкова-Щедрина — в неумирающих ... Читать далее...
- Герои и сюжеты сатирических сказок М. Е. Салтыкова-ЩедринаМ. Е. Салтыкова-Щедрина среди русских писателей выделяла, по словам его современника Тургенева, потрясающая «сумасшедшеюмористическая фантазия». В искусстве применения гиперболы, гротеска, фантастики и иносказания для воспроизведения действительности ему не было равных. Выдающимся достижением последнего десятилетия писательской деятельности Салтыкова-Щедрина стала книга «Сказки» — одно из самых ярких созданий беспощадного обличителя социальной несправедливости. Появление сказок Салтыкова-Щедрина в первой ... Читать далее...
- Почему смешны и одновременно грустны произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина?Салтыков-Щедрин писал свои сказки вовсе не для детворы. В образах медведей, зайцев, лошадей, карасей, пескарей критически мыслящие современники автора узнавали чиновников, помещиков, крестьян. Мораль его сочинений заключалась в сатирическом обличении пороков общества, давая тему для раздумий о причинах их появления и возможности избавления от изъянов. Произведения Салтыкова-Щедрина близки к народному творчеству. Их объединяет простота сюжета, ... Читать далее...
- Художественные особенности «Матренин двор»Художественные особенности. Художественный мир в рассказе выстраивается линейно — в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека много претерпевшего на своем веку, мечтавшего «затесаться и затеряться в самой нутряной России»;. Рассказчик оценивает ее жизнь со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во ... Читать далее...
- Сказки Салтыкова-Щедрина как социально-политическая сатираМихаил Евграфович Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков в мировой литературе. Свою жизнь и свой талант он посвятил борьбе за освобождение русского народа от крепостнического гнета;, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права. Сатирик высмеивал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их ... Читать далее...
- Художественные особенности басен крыловаХудожественные особенности. Мастерство Крылова-баснописца остается непревзойденным. Ему удалось условно-дидактический жанр сделать формой подлинно реалистических произведений, предварив многие открытия Грибоедова и Пушкина. В баснях Крылов использовал весь предшествующий литературный опыт: от драматургии он берет остроту и динамичность сюжета, мастерство в построении диалога, речевую характеристику персонажей; от прозы — простоту и естественность рассказа, психологическую достоверность мотивировки поведения ... Читать далее...
- Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-ЩедринаМихаил Евграфович Салтыков-Щедрин — продолжатель традиций русской сатиры, в первую очередь Д. И. Фонвизина и Н. В. Гоголя. Но Салтыков-Щедрин — самобытный и своеобразный писатель, без которого трудно представить нашу классическую литературу. «Диагност наших общественных зол и недугов», — так отзывались о нем современники. Жизнь российскую Салтыков-Щедрин знал не из книг. Сосланный в Вятку за ... Читать далее...
- Особенности русских сказок. ПрисказкаНарод видел недостатки и в собственной жизни, сказки помогали ему искоренять их. Они бичуют прежде всего ленивых, глупых и непрактичных людей, пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость, скупость. «В них, — писал в статье «О народных сказках» В. Г. Белинский, — виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь ... Читать далее...
- Художественные особенности КотлованХудожественные особенности. Платоновскому стилю невозможно найти аналог в русской литературе. Писатель работал в соответствии со стилистическими тенденциями 20-х годов. Новое время требовало новой поэтики. Писатель изобрел язык, который шел вразрез со всеми литературными нормами. Повесть Платонова «Котлован»;, со своими образами, символами, метафорами, полностью соответствует духу времени. В результате смешения лексических и синтаксических отношений повесть написана ... Читать далее...
- Особенности сатирической манеры М. Б. Салтыкова-ЩедринаНа рубеже 70-х годов XIX века в многогранном творчестве Салтыкова-Щедрина выявлены следующие тенденции: обличение основ социального строя, создание групповых сатирических портретов, широкое обращение к фантастике, гротеску. Нет предела воображению Салтыкова-Щедрина. В сфере искусства он одерживает нравственную победу над носителями общественного зла, беспощадно издевается и смеется над ними. Фантастика, гротеск становятся для писателя средствами выявления дикости ... Читать далее...
- План сочинения — Своеобразие сатиры Салтыкова-ЩедринаСвоеобразие сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина I. Вступление Сатира как «уничтожение смехом» . Своеобразие сатиры того или иного писателя определяется объектом сатиры и художественными средствами сатирического изображения. II. Главная часть 1. Объектом сатиры Салтыкова-Щедрина был весь уклад русской общественной жизни второй половины XIX века. Щедрин высмеивал не «пороки» человека вообще, а изъяны общественно-политической системы, социальную психологию ... Читать далее...
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Реальное и фантастическое1. Сатира Салтыкова-Щедрина. 2. Жанровые особенности сказок. 3. Герои. 4. Фантастические мотивы. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина — это совершенно особый пласт творчества писателя. Практически все Салтыков-Щедрин создал в последние годы жизни. Эти короткие произведения поражают разнообразием художественных приемов, а так же своим социальной значимостью. Писатель адресует свои «сказки» «детям изрядного возраста». Тем самым Салтыков-Щедрин словно ... Читать далее...
- Реальное и фантастическое в прозе Салтыкова-ЩедринаРеальное и фантастическое в прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина. В начале рассуждения отметьте, что сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, написанные в основном в поздний период творчества писателя, обличают правителей России, государственное устройство, владельцев крепостных душ и даже сам народ. Автор утверждает, что в его произведениях «карикатур нет… кроме той, которую представляет сама действительность». Раскройте, как прием ... Читать далее...
Художественные особенности сказок Щедрина