Художественные особенности «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Художественные особенности. «Слово о полку Игореве»; — сложное, уникальное в художественном отношении произведение. Это не стихи, но и не обычная проза, поскольку она ритмически ор­ганизована, наполнена тончайшей звукописью и тем самым похожа на стихи — недаром существует множество стихотворных перело­жений этого произведения. Среди жанров древнерусской литературы слово выделяется как произведение церковного и светского красноречия, торжественная речь.

Но «Слово о полку Игореве»; соединяет в себе черты нескольких традиционных

жанров — воинской повести, героической песни и ора­торской прозы. Кроме того, оно наследует черты, присущие устному народному творчеству, в частности, жанрам «плача»; и «славы»; . А сочетание ли­рического и эпического начал создают поистине неповторимый худо­жественный сплав, делающий «Слово»; уникальным памятником древнерусской и в целом мировой художественной литературы. Все эти разнообразные стилистические элементы находят свое отражение в поэтическом языке «Слова»;. Так, в нем широко ис­пользуется военная терминология ; элементы ораторского красноречия. Тесно связано «Слово»;
и с фольклорной традицией. Это прояв­ляется в использовании песенной символики ; постоянных эпитетов ; народно­поэтических сравнений. Звуками, звонами, пением переполнено все «Слово»; ; не менее оно насыщено и всем многоцветием красок. Но особенно широко в «Слове»; используется фольклорный прием одушевления и олицетворения сил природы, что отражает идущее от времен язычества представление о единстве природного и человече­ского мира.

Природа здесь не фон исторических событий, а дейст­вующее лицо. Исторический факт — затмение солнца — в летописи интерпретируется как знак Божьего гнева, а в «Слове»; солнце само активно действует против князя Игоря и его войска. Ярославна вме­сто христианской молитвы обращается к природным силам — Ветру, Днепру, Солнцу, разговаривая с ними как с живыми существами, принимающими активное участие в судьбе ее мужа.

Кажется, что автор «Слова»; помнит времена «трояновы»;, когда славяне поклоня­лись Солнцу, Днепру и Ветру. В этом контексте не кажется стран­ным и одушевление отвлеченных понятий: мы встречаем здесь и Де­ву Обиду с лебедиными крылами, и зловещего Дива, и Карну — олицетворение скорби и плача. Какие-то мифические черты прогля­дывают и в образе Бояна, словно он действительно может обернуться и орлом, и сизым волком, и белкой.

Все это свидетельствует о том, что ко времени создания «Слова»; древнерусская литература накопила большой творческий опыт и достигла художественной зрелости. «Слово о полку Игореве»; по праву признается памятником мирового значения и стоит в ряду шедевров мировой средневековой литературы.




Художественные особенности «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»