Художественные портреты чиновников в комедии «Ревизор» и поэме «Мертвые души»
Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих действительное состояние страны. Одним из этих произведений является комедия «Ревизор», в которой Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Гогольпризнавался, что в «Ревизоре» он решил «собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости». В 1836 году пьеса была поставлена на петербургской
Комедия Гоголя, затронувшая все живые вопросы современности, вызвала самые противоречивые отклики. Реакционные круги боялись влияния «Ревизора» на общественное мнение. Она имела политический смысл.
Передовые круги восприняли «Ревизора» как грозное обвинение николаевской России.
Гоголь создал глубоко правдивое произведение, проникнутое острым юмором, обличавшее бюрократическую систему России. Маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей, воспринимается как
Бюрократического целого. Реакционеры кричали, чтосюжет неправдоподобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городничий,
Мог принять промотавшегося трактирного денди, «сосульку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки.
Развитие сюжета строится на страхе, на психологии чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он «не платит и не едет». Городничий дает Хлестакову взятки и радуется, что сумел это сделать, это значит, что Хлестаков «свой», то есть такой жевзяточник. Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола создается через реплики чиновников. Все чиновники — порождение вековой бюрократической системы, никто из них не думает огражданском долге, каждый занят своми ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок.
Судья Ляпкин-Тяпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки — таков суд в этом городе. Проныра и плут Земляника еще и доносит мнимому ревизору на своих коллег. Смотритель училищ Хлопов — запуганное существо: тупые учителя приносят больше пользы,
Потому что безвредны и вольнодумства не допустят.
На втором плане представлены купцы, мастеровые, полицейские — вся уездная Россия. Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при любом режиме. В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пушкина.
Другим произведением, занимающим центральное место в творчестве Гоголя, является поэма «Мертвые души», которую автор начал писать в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. Центральный герой поэмы — Павел Иванович
Чичиков. В характере этого героя ярко проявилюсь буржуазное начало, которое еще только зарождалось в России. Отношение Гоголя кЧичикову — это отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, — центральный в поэме.
Гоголь построил поэмудвупланово.
С одной стороны — мертвая Россия, с ее помещиками и губернскими чиновниками всех рангов, с другой — приходящая ей насмену «Россия Чичиковых», которая в поэме представлена одним героем.
Гоголь, чтобы ярче осветить происхождение и жизненное развитие нового типа, осмыслить его историческое место, подробно останавливается на биографии, характере и психологии героя. Он показывает, как сложилось его умение приспосабливаться в любойобстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».
Всяжизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Новый герой обладает преимуществами, которых нет у поместныхдворян и губернского общества. На его стороне некоторое образование, энергия, предприимчивость, необыкновенная ловкость.
Воспитаниепомогает ему втираться в доверие. Чичиков расчетливо и терпеливо может выжидать нужного момента.
Показав превосходство своего героя перед обществом, Гоголь вместе с тем обнажил всю пошлость и подлость его натуры. Гражданские ипатриотические чувства не тревожат Чичикова, с полным равнодушием он относится ко всему, что не отвечает его личным интересам. Авантюры Чичикова связаны с человеческими несчастьями, он заинтересован в том, чтобы как можно больше умирало крепостных. Губернское общество принимает мошенника и плута Чичикова потому, что считает его миллионером. Общее, что сближает Чичикова игубернское общество, — это та же черта: жажда наживы.
Губернскому обществу чужды понятия о гражданских и общественныхобязанностях, для них должность — только средство личного удовольствия и благополучия, источник доходов. В их среде царятвзяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие интеллекта. Чиновничество сплотилось в корпорациюказнокрадов и грабителей. Городские верхи чужды народу.
Гоголь в дневнике писал о губернском обществе: «Идеал города — этопустота. Сплетни, перешедшие пределы».
Пошлость и ничтожество интересов характеризуют и женское общество. С претензиями на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о нарядах. Дамы стремились подражать столичному обществу в манере говорить иодеваться, без ужиЛки они не произносили ни одного слова. Гоголь осуждает дворянское общество,
Рабски копировавшее иностранныеманеры. Герои Гоголя не протестуют против стеснившей их жизни, против «потрясающей тины мелочей». Они сами, в сущности, «продолжение и выражение этой действительности, воспроизведенной в «Мертвых душах». Итак, Гоголь показывает мирсоциальных пороков.
Но, как мы поняли, не только они волнуют писателя. Злоупотребления чиновников чаще всего смешны, ничтожны инелепы. «Не по чину берешь» — вот что считается прегрешением в этом мирке.
Но именно «пошлость всего в целом», а не размерыпреступных деяний ужасают читателей. «Потрясающая тина мелочей», как пишет Гоголь в поэме, поглотила современного человека. Развязка в «Ревизоре» и «Мертвых душах» трагична, потому что призрачные цели, к которым стремятся герои, растворяются, как дым, как наваждение. Город Гоголя — это символический, «сборный город всей темной стороны».
И все же автор видит светлое явление. Это смех, который должен вылечить душу.
Художественные портреты чиновников в комедии «Ревизор» и поэме «Мертвые души»