Художественные приемы Майн Рида
Томас Майн Рид родился в Ирландии, в семье священника. Отказавшись от духовной карьеры, которую ему прочил отец, будущий писатель в 1840 году эмигрировал в Америку, куда переселялись тысячи его соотечественников, измученных нуждой и притеснениями англичан, превративших Ирландию в свою первую колонию. Принадлежность к угнетенной нации и живое сочувствие Майн Рида освободительным стремлениям ирландских патриотов многое объясняют и в его творчестве: романы Майн Рида полны отголосков антиколониальных и демократических движений того времени.
Жизнь
Выведенный из строя тяжелым ранением,
В 1849 году, во главе группы молодых поборников свободы, Майн Рид отправился в Венгрию, чтобы занять место в рядах повстанцев. Однако надежды его не оправдались. Венгерское восстание было подавлено, прежде чем Майн Рид успел пересечь океан.
Поселившись затем в Лондоне, он вошел в круг революционных эмигрантов и подружился с вождем венгерской революции Лайошем Кошутом. Когда в феврале 1855 года в Лондоне состоялся митинг «памяти великого революционного движения 1848 года», в списке ораторов наряду с К. Марксом, А. Герценом, В. Гюго и другими известными представителями европейской демократии на афише значилось также имя Майн Рида.
В середине 50-х годов он стал уже популярным романистом. Так как литературная деятельность была для него единственным средством существования, а писательский труд приносил очень скромный заработок, Майн Рид вынужден был ежегодно публиковать по две-три книги. Всего он издал около шестидесяти томов. Кроме многочисленных романов, его перу принадлежат и научно-популярные труды. Наследие Майн Рида неравноценно.
Лучшие романы относятся, за редкими исключениями, к первому десятилетию его творчества. В дальнейшем талант его увядает, он все чаще варьирует прежние сюжеты либо обращается к историческим темам.
Художественные приемы Майн Рида Довольно однообразны. Он любит мелодраматические эффекты и резкие, контрастные противопоставления. Его положительные и отрицательные персонажи, наделенные кипучей энергией и преувеличенными страстями, напоминают героев романтических поэм Байрона, любимого поэта Майн Рида. Это гении добродетели и благородства, злодейства и порока. «Классификация героев, как в огромном большинстве приключенческих романов, обычно проводится Майн Ридом по принципу моральных качеств… и может быть сведена к немногим основным типам» ‘. Храброму, привлекательному молодому человеку, влюбленному в девушку ангельской красоты, противопоставлен злобный авантюрист, преступные намерения которого вовремя раскрывает верный друг героя или старый охотник-следопыт — прямой потомок куперовского Кожаного Чулка. К этой непритязательной схеме можно свести почти все романы Майи Рида, в которых динамичная фабула связана с любовной интригой.
Герои всегда в движении, преодолевают препятствия, рискуют жизнью, неутомимо преследуют и подстерегают врагов, терпят поражения, истекают кровью, возрождаются для новых подвигов, одерживают победы, наказывают злодеев. Драматические коллизии, пестрые приключения, безраздельное сочувствие отважным героям, — этнографический колорит, живописные ландшафты — все это сделало английского романиста одним из любимых детских писателей,
Майн Рид выступал на стороне гонимых. В период подъема аболиционистского движения и в годы гражданской войны в США он проявил себя как страстный ненавистник рабовладения и расового гнета. Ужасное положение негров в Южных Штатах, аукционы невольников, преследования людей, в чьих жилах течет хоть капля «черной крови», каторжный режим на хлопковых плантациях — таковы сюжетные линии, определяющие содержание «Квартеронки» . Борьбе негров против векового порабощения на острове Ямайка, обличению английских торговдев «живым товаром» посвящен роман «Мароны» .
Если в начале своего творческого пути Майн Рид изображал индейцев злобными дикарями и оправдывал жестокости белых, то позже, осмыслив с новых позиций все, что ему довелось увидеть и испытать на «Диком Западе», он правдиво показал трагедию индейских племен, изгоняемых со своих исконных земель и ведущих неравную борьбу с «бледнолицыми». В романе «Оцеола, вождь семинолов» Майн Рид искусным пером нарисовал героический образ Оцеолы, возглавившего в 1830-х годах упорное сопротивление своего племени натиску рабовладельцев и правительственных войск. На исторические факты Майн Рид опирается и в романах «Белый вождь» и «Золотой браслет» . Со страниц этих книг встают образы справедливых мужественных индейцев, достойных, по словам автора, сравнения с героями древней Спарты. «Американские индейцы…- пишет Майн Рид,- отличаются такими прекрасными качествами, которые сделали бы честь каждому культурному народу» .
Особую группу составляют охотничьи романы Майн Рида: гималайская дилогия «Охотники за растениями» и «Ползуны по скалам» ; трилогия «В дебрях Южной Африки, или Приключения бура и его семьи» , «Юные охотники» , «Охотники за жирафами» и др. Здесь торжествует пафос исследования природы, поэзия лесных чащ, необозримых прерий, где хозяйничают непуганые звери и птицы. Охотничьи приключения чередуются с описаниями животного и растительного мира, а самому сюжету отводится подчиненная роль. Он нужен лишь для того, чтобы мотивировать трудное и опасное путешествие любознательных героев, натуралистов и охотников, по малоизученным странам.
Местом действия в таких романах служат не только Америка, но и другие части света, где писателю не удалось самому побывать, но флору и фауну которых он добросовестно изучал по доступным ему источникам. Как зоолог, Майн Рид не знает себе равных среди авторов авантюрно-географических романов. Недаром его книги высоко ценились специалистами-природоведами. Описания жизни и повадок животных у него настолько точны, что зоологи даже признали за ним приоритет в описании редкого вида медведя, который был назван «гризли Майн Рид» ‘ Несколько особняком в творчестве Майн Рида стоит широко известный у нас роман с умело закрученной детективной интригой — «Всадник без головы» , рисующий сложную обстановку в Техасе несколько лет спустя после отторжения его американцами от Мексики и тревожную жизнь пограничного форта-«полувоенную, полугражданскую, наполовину дикую, наполовину цивилизованную».
Майн Рид писал также исторические романы, исполненные сочувствия к освободительным революционным движениям, романы, относящиеся к распространенной в приключенческой литературе теме «робинзонад» , и близкие по жанру к морским, из которых заслуженной популярностью пользуется «Морской волчонок» — книга очень своеобразная, по замыслу и по теме созвучная с «робинзонадами».
Передовая русская критика, отдавая должное Майн Риду как писателю-популяризатору, указывала и на недостатки его романов, которые особенно бросались в глаза в те годы, когда на книжный рынок выбрасывались в большом количестве — и, как правило, в сокращенных переводах — не только хорошие, но и посредственные его романы.
Художественные приемы Майн Рида