М. Фриш — швейцарский романист и драматург. Пишет на немецком языке.
Сын архитектора. Изучал филологию, а с 1936 года — архитектуру. Долгое время совмещал работу архитектора и писателя; с 1950 года занимался литературой.
Почетный доктор Марбургского университета.
В большинстве произведений Фриша ставится так называемая «проблема идентичности» , содержится критика показного благополучия буржуазного мира и ущербности отдельной личности. Стремлением понять причины катастрофы в Германии 1933-1945 гг. пронизан «Дневник». В анти фашистской пьесе-реквиеме «Опять они поют» мертвые предостерегают живых от повторения ошибок, но те не слушают их.
Пьеса «Бидерман и поджигатели» — сатира на аполитичных капитулянтов-фи-министов, становящихся соучастниками поджигателей войны. Венец мещанства, легко поддающийся массовому психозу и рассовым предрассудкам. Фриш заметил в драме «Андорра» — одном из немногих его произведений: герой погибает, демонстрируя своей смертью бесчеловечный характер ан-доррагенного общества.
Пьесы Фриша «Опять они поют» , «Бидерман и поджигатели» и «Андорра» оказали длительное воздействие на театр ФРГ. В комедии «Биография» профессор Кюрман отказывается принимать свою биографию как единственно возможную и репетирует другие варианты, но более достойной биографии он не заслуживает, так как не решается выступить за пределы буржуазного миропорядка. В романах Фриша те же конфликты. Швейцарский скульптор из романа «Штиллер» отправляется на поиски более интенсивной жизни в Мексику, меняет имя, но вынужден, как и Кюрман из «Биографии» умереть в собственной «оболочке».
В романе «Homo Faber» ставится проблема личности в эпоху «индустриальной цивилизации». Технократ Фабер, исповедовавший философию прагматизма и равнодушия к нравственным, духовным ценностям, осознает губительность своей жизненной «программы» только пройдя через страдания. Герой романа «Назови себя Гантенбайн» не страдает от потери своей внутренней сущности, он играет роли, «примеряет истории, как платья», но какую бы маску он ни надел, он всякий раз остается трусливым обывателем.
Стремясь постичь открытие отчуждения в буржуазном мире, Фриш экспериментирует, испытал влияние Б. Брехта. Однако, несмотря на острый критицизм, творчество Фриша все же преодолевает до конца принцип «неучастия в борьбе» правды и лжи, что идет в ущерб глубине его реализма.
Дайджест:
- Значение символов в пьесах Макса ФришаТема пьесы «Санта Крус» является сквозной в творчестве Фриша. Это — несоответствие всего уклада и норм современной жизни внутренним возможностям человека. Персонажи пьесы — хозяин замка Барон и его жена Эльвира — ведут существование, которое воспринимается ими как бремя. Тем не менее, они не могут отказаться от него, изменить его, ведь это противоречит их представлениям ... Читать далее...
- Общая характеристика «деревенской прозы». Герой деревенской прозыЧуть раньше, чем поэзия «шестидесятников», в русской литературе сложилась наиболее сильная в проблемном и эстетическом отношении литературное направление, названное деревенской прозой. Это определение связано не с одним предметом изображения жизни в повестях и романах соответствующих писателей. Главный источник такой терминологической характеристики — взгляд на объективный мир и на все текущие события с деревенской, крестьянской точки ... Читать далее...
- Литература. В чем причина появления бесцветной прозыВ чем причина появления бесцветной прозы — вот проблема, над которой размышляет К. Г. Паустовский. Этот литературоведческий вопрос интересует не только писателей, критиков, но и читателей. Интересует потому, что слишком много сейчас стало издаваться книг, которые написаны » как будто слепыми» писателями. В силу этого проблема очень актуальна. К. Паустовский в эссе с озабоченностью говорит ... Читать далее...
- Краткое содержание романа Фриша «Хомо Фабер»События разворачиваются в 1957 г. Вальтер Фабер, пятидесятилетний инженер, швейцарец по происхождению, работает в ЮНЕСКО и занимается налаживанием производственного оборудования в промышленно отсталых странах. По работе ему приходится часто путешествовать. Он вылетает из Нью-Йорка в Каракас, однако его самолет из-за неполадок в моторе вынужден совершить аварийную посадку в Мексике, в пустыне Тамаулипас. За те четыре ... Читать далее...
- Краткое содержание романа Фриша «Назову себя Гантенбайн»Сюжет распадается на отдельные истории, и каждая из них имеет несколько вариантов. Так, например, образ повествователя раздваивается на два различных образа, Эндерлина и Гантенбайна, олицетворяющих возможные для повествователя варианты его существования. Автор не дает «досмотреть» судьбы своих героев до их естественного конца. Дело не столько в них, сколько в истинной сути человека, как такового, сокрытой ... Читать далее...
- Герман Гессе — один из крупнейших мастеров интеллектуально-философской прозыОн опубликовал свои первые книги в 1899 г. Вскоре появился его первый роман — «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера» — неоромантическое произведение, в котором эстет, романтическая личность противопоставляется миру обывателей. Произведение строилось как сочетание прозы, стихов, дневника героя. Известность приходит к писателю после выхода в свет второго романа — «Петер Каменцинд» , где на ... Читать далее...
- Художественные произведения периода эмиграции. «Былое и Думы»В художественных произведениях, созданных в период эмиграции, Герцен вновь обращается к размышлениям о судьбах человечества, о противоречиях буржуазного общества и др. Наибольшее же внимание Герцен уделял созданию самого большого по объему и самого значительного по содержанию своего произведения — мемуаров «Былое и думы». Его мемуары подняты до уровня большого искусства. Мощное воздействие, которое оказывает «Былое ... Читать далее...
- Нравственность и гуманизм современной прозыТрудно найти в истории литературы произведение, в котором не осмысливались бы проблемы духа и нравственности, не отстаивались бы морально-этические ценности. Творчество нашего современника Валентина Распутина не составляет в этой связи исключения. Я люблю все книги этого писателя, но особенно меня потрясла повесть «Пожар», опубликованная во времена перестройки. Событийная основа повести проста: в поселке Сосновка загорелись ... Читать далее...
- Художественные средства изображения в «Слове о полку Игореве»Историчность, документальность «Слова…». «Древнерусский читатель не интересовался бы произведением, если бы знал, что сюжет его выдуман, а герои его никогда не существовали» — отмечал Дмитрий Лихачов. Исследователи произведения так к этому времени и не пришли к соглашению, кем был автор «Слова…», но истинно известно, что он описывал то, свидетелем чего был сам. Автор «Слова…» черпал ... Читать далее...
- Сюжетно композиционные особенности прозы П. КулишаПредисловие произведения — мировоззренческого содержания, отступление-размышление о поэтах построено как обращение с элементами разъяснения образованного мужчины простому. Собственно, построение произведению может восприниматься амбивалентно: как вставная новелла о воре или же обрамлении о путешествии. Притчевость произведения раскрывается в последнем риторическом вопросе, своеобразном философском пуанте, — что сделали бы с вором в большом городе. Понятно, что шанса ... Читать далее...
- Особенности импрессионистической прозы Владимира ВинниченкоВремя состоит из моментов. Мы незаметно проходим мимо одних, при воспоминании о других сердце начинает тревожно колотиться, некоторые запоминаем навсегда. И нет четкого алгоритма, почему происходит именно так. Иногда доверчивый взгляд, горячее дыхание, неуловимый аромат, который кружит в воздухе… Условия, место встречи, твой социальный статус — все это суета: есть лишь ощущения и эмоции — ... Читать далее...
- Достоверность военной прозы БондареваС высоким сознанием своего долга и ответственности перед павшими и живыми вступали в литературу недавние фронтовики — Ю. Бондарев, В. Быков, Г. Бакланов, В. Богомолов, А. Адамович, Е. Носов, К. Воробьев, А. Ананьев, В. Субботин, В. Астафьев, И. Стаднюк. Их произведения, отмеченные печатью собственного причастия к пережитому, исключительной подлинностью жизненного опыта, ставили в центр сюжетного ... Читать далее...
- Широта и объемность содержания современной прозыПроблемы истории, занимавшие советских писателей во все времена,- предмет пристального и разностороннего анализа в произведениях М. Шагиияп, Е. Драбкиной, С. Сартакова, В. Закруткина, П. Загребельного, Г. Маркова, Д. Балашова, Яана Кросса, А. Нурпеисова, Ч. Амирэджиби и других. Изучение революционного движения в России становится основанием для концепций характеров и роли личности в истории. Воскрешается далекое прошлое, ... Читать далее...
- Стилевые течения неоклассической прозыШел третий год войны. Взрослых здоровых мужчин в аиле не было, и потому жену моего старшего брата Садыка, Джамилю, бригадир послал на чисто мужскую работу — возить зерно на станцию. А чтоб старшие не тревожились за невесту, направил вместе с ней меня, подростка. Да еще сказал: пошлю с ними Данияра. Джамиля была хороша собой — ... Читать далее...
- Хрестоматия: Развитие исторической прозы в русской литературеЛитературу 1970 — 1990-х годов невозможно представить себе без произведений на исторические темы. Жанры исторической прозы, тесно связанные с общественно-политической ситуацией того времени и вместе с тем продолжающие традицию мирового искусства, предстали в современную эпоху как богатое и сложное явление. Возрастание интереса к минувшему связано с актуализацией проблемы исторической памяти в общественном сознании. В драматической ... Читать далее...
- Разновидность синкретизма малой прозы Марка ВовчкаБезусловно, произведения писателя близки к фольклору, в частности, к жанру сказки, имея характерные вступления и эпилоги. Но самые смелые исследователи идут еще дальше в своих выводах, в частности, О. Белецкий назвал его рассказ лиро-эпическими поэмами в прозе, считая, что «песня направляет интонацию, от песни идут элементы пейзажей» «Народных рассказов», к нему присоединяется и О. И. ... Читать далее...
- Жанровое своеобразие украинской прозы середины ХІХ векаОпределяя особенности литературного текста, В. Пачевский заметил, что критериями его мастерства является «мерило стоимости каждого произведения для нашей государственности, или для этического подъема, или для превращения характера, или для конструктивного строения как произведения искусства». Действительно, произведение художественно не столько в плане выделения его места в сфере искусств, а прежде всего, как индивидуальное явление определенной эстетичной ... Читать далее...
- Художественные особенности японской лирикиТо, что не высказал я, Сильнее того, что сказал. Из японского стихотворения Запад и Восток… Не секрет, что эти понятия обычно резко противопоставляют друг другу. В чем же причина? Только ли в географии? И что имел в виду Киплинг, когда говорил, что «… вместе им не сойтись»? В поисках ответов на эти вопросы попытаемся определить ... Читать далее...
- Характерология современной прозыХарактерология прозы опирается на исследование духовного мира действующих лиц, которые утверждаются как эстетически значимые потому, что заключают в себе неповторимый внутренний мир. Характерология — это воплощение множества индивидуальностей. Современная проза представила нам драматизм и сложность переживаний человека, открыв эстетическую значимость личной жизни наряду с общественной. Только при этом условии оказалось возможным воплощение исторического подвига народа, ... Читать далее...
- На тему: Герой и проблематика ранней романтической прозы М. ГорькогоК раннему периоду творчества М. Горького относят его романтические произведения, рассказы «босяцкого» цикла, некоторые реалистические рассказы. Именно в реалистических рассказах наметились те темы, которые писатель будет развивать позднее: обличение социального строя, его пороков, доводящих человека до крайней степени падения, нравственной скудости, духовной и, наконец, физической гибели. В своих же романтических произведениях Горький осуществляет «поиск человека», ... Читать далее...
- Летописи как историко-художественные произведенияЛетописи — это исторические произведения, в которых рассказ велся по годам. Эта своеобразная форма литературного произведения возникла на основе устного исторического эпоса. Толчком к началу летописания стали бурные события патриотичного характера в Киевской Руси, а также желание знать прошлое своей отчизны, чтобы полнее осмыслить и понять ее настоящее. Летопись как литературный жанр возник, очевидно, в ... Читать далее...
- Художественные особенности ранних рассказов М. ГорькогоТема ранних рассказов Горького — необыкновенные герои в обыкновенной жизни. Общую идею ранних рассказов можно сформулировать так: автор ищет в тяжелой, сонной российской действительности, которая его окружает, смелых и гордых людей; эти яркие, вечно ищущие смысл жизни герои противопоставляются окружающей мещанской среде, с ее ограниченными интересами и убогим духовным миром. Иными словами, в идейном содержании ... Читать далее...
- С позиций морали. Социально-критическая драматургияВ 50-е годы в Германии вновь твердо заявил о себе буржуазный театр. Непритязательные, банальные пьесы определяли репертуар и создавали в определенной мере экономическую основу многих государственных и частных сцен. Государственные дотации также оказывали влияние на репертуар. Новые импульсы были получены из-за рубежа. После 1945 года доминировали пьесы, написанные под влиянием философии экзистенциализма. В них ставились ... Читать далее...
- Художественные образы в творчестве СалтыковаХудожественные образы в творчестве Салтыкова МРАК-ХОЛОД-НОЧЬ. Изображая мертвенность самого головлевского существования, Салтыков широко использует архетипические образы мрака, холода, ночи и тому подобные. И тогда, когда он рисует картины природы, и тогда, когда он описывает быт головлевской усадьбы, писатель опирается на значимое для народных верований символическое противопоставление весенней жизни и зимнего омертвения, тепла и холода, света ... Читать далее...
- Обзор французской прозы и драматургииРомен Роллан — классик французской литературы. Обладатель Нобелевской премии 1915 года. Писатель по типу близкий Гюго, эмоциональный оптимист, романтик. Роллан воспевает героев, сильных духом, творчески, отдающих свой яркий талант людям. Он верит, что идеал достижим, по крайней мере, к нему надо стремиться, когда-нибудь большинство людей на земле станут счастливы и духовно развиты. «Мир гибнет от ... Читать далее...
- Летописи як историко-художественные произведения монументального стиляЛетописание занимает особое место в литературе Киевской Руси. Летописи — это исторические произведения, в которых рассказ велся по годам. Каждый народ помнит свою историю. Много сведений и воспоминаний о прошлом находим в народных пересказах, легендах, песнях, которые передавались из поколения в поколение. Летопись как своеобразная форма литературного произведения выросла на основе устного исторического эпоса. Толчком ... Читать далее...
- Основные темы и идейно-художественные особенности ЛомоносоваГероическая тема является одной из основных тем мировой литературы. Известно то важное место, которое героическая тема заняла в историческом развитии русской литературы. Значение ее в познании прошлого нашей Родины, в патриотическом воспитании юного поколения велико. Известно, что война есть социальное, исторически преходящее явление, она является насильственным, вооруженным средством для достижения политической цели. Великая историческая роль ... Читать далее...
- Художественные поиски Вольтера или замысел повести «Простак»Художественные поиски Франсуа Мари Аруе, который прославился за фамилией Вольтера, принадлежат к первому этапу просветительского движения во Франции. Философ, ученый, историк, писатель, для многих он стал символом европейского Просвещения. Политическим идеалом Вольтера стала «просвещенная монархия», он обращался к Богу в поисках первопричин бытия, чем, собственно, и удостоверил принципиальное отличие своей концепции мира от позиции других ... Читать далее...
- Образцы регионалистской прозы литературы ИспанииСоциальная база регионализма была достаточно широка и разнообразна; прозу областников поэтому характеризовала пестрота идей и принципов. Но всех этих писателей объединяла любовь к своей «малой родине», интересы которой они ставили выше общенациональных. Вслед за костумбристами регионалисты обращаются преимущественно к современной теме. Важной особенностью их творчества было выдвижение на первый план темы народа, изображение народа носителем ... Читать далее...
- Художественные произведения КороленкоИмя Владимира Галактионовнча Короленко уже при его жизни стало символом «совести эпохи». Вот что писал о нем И. А. Бунин: «Радуешься, что он живет и здравствует среди нас как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления^ которыми так богата наша нынешняя литература». Наверное, наиболее сильное впечатление производит сама жизнь писателя, его личность. ... Читать далее...
Художественные собенности прозы М. Фриша