Действие происходит одновременно на разных участках сцены и диалоги усиливаются репликами из разных ее частей. Эпическое начало сочетается с драматизмом происходящего. Тема пробуждения людей развивается параллельно теме гибели надежд.
Исследователь В. А. Ханов отмечал, что «…пьеса Горького, благодаря своему выразительному финалу, вызывает особое духовное просветление. Этот финал наполнен приветствием новой жизни, обогащенной опытом трагедии.
Усиливая эффект духовного прозрения обитателей подвала, Горький в IV акте обращается к выразительному приему контраста. Если в первом действии события происходят в начале весны, утром, и это позволило автору оттенить мрачную атмосферу ночлежки, то заключительное действие развертывается холодной, слякотной ночью, являющейся контрастом по отношению к духовному прозрению ночлежников. Таким образом,
I и IV акты построены как бы по принципу зеркального отражения. То, что в первом действии было темным и душным, в заключительной сцене наполнилось светом. Обратившись к приему антитезы, Горький самой композицией драмы, ее финалом выразил мысль о невозможности следовать далее в «карете прошлого».
Холод и слякоть ночи неизбежно должны смениться освежающим утром. Почувствовав себя людьми, ночлежники встали перед необходимостью подняться на новую, более высокую ступень человечности».
Дайджест:
- Анализ пьессы «Баня» Маяковского В. В«Баня» Пьеса В. В. Маяковского «Баня» посвящена разоблачению уродливого общественного явления — карьеризма. Главного героя пьесы товарища Победоносикова писатель именует главначпупсом. И это название уже подчеркивает сатирическое отношение автора к своему персонажу. Одновременно В. В. Маяковский отдает дань эпохе: моде на странные и порой неблагозвучные сокращения. Однако и полное название должности Победоносикова «главный начальник по ... Читать далее...
- Анализ пьесы М — Горького На днеПодготовка к ЕГЭ: Анализ пьесы М. Горького «На дне» Прочитав произведение Максима Горького «На дне», можно с уверенностью сказать, что автор показал нам глубокую социальную драму. Читатели познакомились с пьесой в 1902 году, для них жанр этого произведения стал новаторским и своеобразным. Свое творение Горький охарактеризовал как «картины». Мы не видим в пьесе сюжета согласно ... Читать далее...
- Краткая хроника жизни и творчества Горького М. Ю1868 г., 16 марта. Родился Максим Горький в Нижнем Новгороде в семье столяра-красно-деревщика Максима Савватеевича Пешкова и Варвары Васильевны Кашириной. 1876-1883 гг. Учился в Ильинском училище, затем в Нижегородском слободском Кунавинском начальном училище, но курса не окончил. 1879 г — Умерла мать; разорившийся дед отдал мальчика в услужение в обувной магазин. 1884—1887 гг. Переехал в ... Читать далее...
- Художественный анализ пьесы «Вишневый сад»5 октября 1903 года Н. К. Гарин-Михайловский писал одному из своих корреспондентов: «Познакомился и полюбил Чехова. Плох он. И догорает, как самый чудный день осени. Нежные, тонкие, едва уловимые тона. Прекрасный день, ласка, покой, и дремлют в нем море, горы, и вечным кажется это мгновение с чудным узором дали. А завтра… Он знает свое завтра ... Читать далее...
- Анализ пьессы «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова А. В«Прошлым летом в Чулимске» Действие пьесы А. В. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» происходит в таежном райцентре. На глазах зрителей разворачивается серьезная драма молодой девушки Валентины, влюбленной в следователя Шаманова. Чувства Валентины ни для кого не являются секретом, только сам Шаманов сначала о них и не подозревает. Валентина в пьесе символизирует образ красоты поруганной. За ... Читать далее...
- Анализ пьессы «Старший сын» Вампилова А. В«Старший сын» Пьеса «Старший сын» заявлена А. В. Вампиловым по жанру как комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина, в которой два молодых человека, опоздавших на электричку, решают найти способ переночевать у кого-нибудь из жителей и приходят в квартиру Сара-фановых. Неожиданно дело приобретает серьезный оборот. Глава семейства простодушно признает в Бусыгине старшего сына, ... Читать далее...
- Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается в городской ночлежке? по пьесе На дне1902 год стал периодом написания М. Горьким социально-философской драмы «На дне». Автор выбрал из множественно числа первоначальных вариантов именно это заглавие, хотя мог назвать пьесу «На дне жизни». Однако наименование «На дне» ему показалось более обтекаемым и широким. Не случайно писателем его персонажи были помещены в ночлежку. Судя по описанию места, где происходит действие, читатель ... Читать далее...
- Анализ повести «Фома Гордеев» Горького М. Ю«Фома Гордеев» В повести «Фома Гордеев» Горький продолжил традиционную тему русской классической литературы — разоблачение античеловеческого характера власти денег. Работу над повестью он считал «переходом к новой форме литературного бытия». Джек Лондон назвал произведение «большой книгой»: «…в ней не только простор России, но и широта жизни». Это «целительная книга», ибо «она утверждает добро». Повесть была ... Читать далее...
- Анализ пьессы «Утиная охота» Вампилова А. В«Утиная охота» Пьеса А. В. Вампилова «Утиная охота», написанная в 1970 году, воплотила судьбу поколения «эпохи застоя». Уже в ремарках подчеркивается типический характер изображаемых событий: типовая городская квартира, обыкновенная мебель, бытовой беспорядок, свидетельствующий о неустроенности в душевной жизни Виктора Зилова, главного героя произведения. Довольно молодой и физически здоровый человек чувствует глубокую усталость от жизни. Для ... Читать далее...
- Анализ рассказа «Ледоход» Горького М. ЮРассказ «Ледоход» входит в цикл «По Руси», он был опубликован в 1912 г. под заглавием «Из впечатлений «проходящего»». Это указывало на важную композиционную роль повествователя — автобиографического героя. В основу рассказа легли реальные события его жизни, когда А. Пешков работал десятником в Нижнем Новгороде, действие его относится к весне 1883 г. «Я очень внимательно присматриваюсь ... Читать далее...
- Последние годы жизни Горького М. ЮВ мае 1928 года писатель вернулся в СССР. Против своей воли он вынужден был поселиться в особняке, принадлежавшем до революции купцу и промышленнику С. П. Рябушинскому (Малая Никитская, д. 6; теперь там находится Музей А. М. Горького). Вся жизнь писателя, встречи, переписка контролировались теперь органами ОГПУ. Фрагмент «Московского дневника» Ромена Роллана, друга писателя, искренне за ... Читать далее...
- Художественный стиль рассказов ЧеховаВ своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Например, в рассказе ... Читать далее...
- Публицистика М. Ю. ГорькогоВ цикле статей «Несвоевременные мысли», написанных и опубликованных в 1917-1918 годах, Горький осмыслял три проблемы: пути революции, жизнь народа в условиях завоеванной свободы, судьба культуры. Он критиковал В. И. Ленина, диктатуру большевиков, считал, что еще не наступило время для реформ. В статье «Нельзя молчать!» Горький выступил против готовящегося октябрьского восстания: «На улицу выползет неорганизованная толпа, ... Читать далее...
- Герои рассказа М. Горького «Макар Чудра»1. Тема свободы в произведениях Горького. 2. Образы влюбленных. 3. Трагический финал рассказа. Великому русскому писателю М. Горькому довелось жить и творить на рубеже XIX-XX веков. Особенности эпохи не могли не наложить своего отпечатка на его мировоззрение. В то время менялось все в общество, нарастали жесточайшие социальные противоречия. Горький в своем творчестве обращается к ряду ... Читать далее...
- Гимн свободе человека в рассказах ГорькогоГерои рассказа — молодые, гордые красавцы цыгане Лойко Зобар и Радда — горячо полюбили друг друга. Но еще сильнее каждый из них любил свою, свободу и боялся потерять ее. Не сумев решить это противоречие, Лойко убивает Радду, а Радда, умирая, благодарит Лойко за то, что он не покорился ей и остался на высоте идеала достойного ... Читать далее...
- Построение и художественный стиль по комедии НедоросльПостроение и художественный стиль комедии. Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную форму. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов героев. С большой тщательностью н широтой описал Фонвизин не только главных действующих лиц, но и второстепенных, вроде Еремеевны, учителей и даже портного Тришки, раскрывая в ... Читать далее...
- Романтизм в раннем творчестве Максима ГорькогоГорький вошел в литературу в конце 1890-х годов как певец ярких личностей и сильных характеров. Это было что-то новое и необычное для литературы того времени. В творчестве молодого Горького отразился романтизм, особенно в таких рассказах, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», в революционных песнях. Герои этих произведений — люди «с солнцем в крови», сильные, гордые, ... Читать далее...
- Детство и юность Горького М. ЮАлексей Максимович Пешков родился в 1868 году в Нижнем Новгороде. После смерти отца, Максима Савватеевича Пешкова, столяра-краснодеревщика, мать, Варвара Васильевна, с трехлетним Алешей вернулась в дом своего отца Василия Васильевича Каширина, владельца красильной мастерской. С 1876 года Алексей Пешков учился сначала в Ильинском училище, затем в Нижегородском слободском Куна-винском начальном училище, но «курса в оном ... Читать далее...
- Художественный анализ поэмы Блока «Песня Судьбы»«Песня Судьбы» — драма внутренне противоречивая и ироничная. Возникая из теургического мифа о слиянии искусства и жизни и символистской утопической веры в жизнестроительную силу искусства, она, путем их сценической реализации, разоблачает мнимость подобных постулатов и подвергает их демифологизации. Глубокая конфликтность драмы «Песня Судьбы» состоит в антиномии между ее изначальной идейной мотивацией и ее драматургической реализацией, ... Читать далее...
- На тему: герой ГорькогоС началом XX века в русскую литературу все более настойчиво просится новый герой времени — рабочий, пролетарий. Начинается третий, пролетарский этап русского освободительного движения, заканчивающийся революциями. С наибольшей силой и яркостью герой этой революционной эпохи отразился в творчестве Горького. Первоначально Горький искал положительного героя в романтической среде босяков, цыган, бродяг и т. п. В этих ... Читать далее...
- Образ народа в ранних рассказах М. ГорькогоНарод — сердце страны; стоит только Затронуть его, чтобы обнаружить сокровища Бескорыстия, безропотности, мужества. А. Ламартин Горький вступил на писательский путь в то время, когда социал-демократия, по выражению Ленина, переживала процесс «утробного развития». Прежде чем вступить в литературу, Горький прошел многотрудную, но плодотворную школу жизни, вольные «университеты» передовой мысли и общественно-политической деятельности. Многообразные наблюдения над ... Читать далее...
- Социальная проблематика пьесы М. Горького «На дне»В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. Закрывались фабрики и заводы. Тысячи и тысячи людей оказались без крова и средств к существованию. Под давлением тягчайшего экономического гнета опускалось на «дно» жизни огромное количество появившихся босяков. Написанная в 1902 году пьеса ... Читать далее...
- Идейное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»М. Горький начинал свою творческую деятельность в сложный, переломный период: менялись ценности, человек становился «рабом вещей», обезличивался. В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои — вымышленные. В пьесе «На дне» Горького интересует уже совершенно другой тип людей — людей «дна», сломленных жизнью, обреченных на ... Читать далее...
- Современность пьесы М. Горького «На дне»Искусство — сама жизнь, и оно не знает смерти. О. Уайльд Пьеса «На дне» была написана Горьким в тысяча девятьсот втором году и поставлена на сцене МХАТа. Знаменательно, что о пьесе сразу же было написано невиданное количество критических статей и монографий. Пьеса всколыхнула весь литературный мир, всю общественность. Действительно, произведение было необычным. Казалось, что там ... Читать далее...
- Революционный романтизм М. ГорькогоКонец 90-х годов XIX века был отмечен появлением трех томов «Очерков и рассказов» молодого писателя Максима Горького. «Большой и оригинальный талант», — таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, ... Читать далее...
- На тему: Заметки Горького «Несвоевременные мысли»Заметки, собранные под названием «Несвоевременные мысли», публиковались в газете «Новая жизнь» в 1917-1918 гг., за что газета была арестована. Эти заметки представляют по жанру философско-публицистические эссе «о революции и культуре». «Несвоевременные мысли» — живой документ трагического времени. Писатель понимал революцию не только как политический переворот, но и как культурную перспективу. Только в культуре он видел ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие романтических рассказов М. ГорькогоНужны подвиги! Нужны такие слова, Которые бы звучали как колокол Набата, тревожили все и, сотрясая, Толкали вперед. М. Горький Горький начал свою литературную деятельность в 90-е годы, Россия в это время переживала третий этап освободительного рабочего движения, в котором главная роль принадлежала пролетарским массам. Это был период, когда в народе зрел протест против эксплуататорских порядков, ... Читать далее...
- Художественный театр H. А. Островского1. Значение Островского-реформатора. 2. Особенности драматургии. 3. Мир купцов и помещиков. 4. Женские образы: Катерина и Лариса. История становления российской драматургии, также как и история российского театра интересна и увлекательна. Подчиняясь особым законам развития, испытывая на себе влияние определенных исторических личностей, направлений, исторических событий, театр развивался, изменялся, меняя через себя мировоззрения зрителей и читателей. Большую ... Читать далее...
- Художественный мир Бунина«Мир Бунина — это мир зрительных впечатлений»,- писал А. Блок. Чем ярче образы, тем сильнее, понятнее воздействие стихотворения на читателя. Красота, любовь, разлука — все эти вечные темы получили трогательное воплощение в стихотворениях Бунина. Меня тронуло стихотворение «Забытый фонтан». В этом сюжете проявились характерные особенности его поэтического стиля: четкость и простота сюжета, красочные эпитеты, щемящее ... Читать далее...
- Художественный мир повести «Детство»Повесть «Детство» — начальная часть романа «Четыре эпохи развития», задуманного летом 1850 г. «Детство», эпоха первая, было закончено летом 1852 г. Работа над «Отрочеством» и «Юностью» затянулась, неоднократно перебивалась другими реализовавшимися замыслами. «Молодость», эпоха четвертая написана не была. История детства сюжетно развертывается в течение двух дней. Пристальный и целенаправленный интерес к каждому прошедшему, настоящему и ... Читать далее...
Художественный мир пьессы «На дне» Горького М. Ю