Художественный стиль поэмы Лермонтова «Вадим»

Бесперспективность подобного стиля, по-видимому, еще раньше осознал Лермонтов, вероятно не случайно отказавшийся от дальнейшей работы над «Вадимом», сюжет которого по политической остроте, по всей своей исключительности оставлял далеко позади сюжеты Марлинского. А в незавершенной повести Лермонтова романтический стиль, чрезвычайно близкий к стилю Марлинского, господствовал почти безраздельно и тем самым делал неправдоподобным то исторически верное, что было в ряде эпизодов.

Попытка одного из исследователей языка повести найти

и определить «реалистическую струю», которая проявляется главным образом в отдельных случаях использования бытовой лексики или точного указания фактических деталей пейзажа, обстановки и т. и.1, оказывается малоубедительной: поскольку события «Вадима» развертываются в реальных, вполне конкретных условиях времени и места, эти элементы в системе повествования необходимы и неизбежны, подобные им можно встретить и у Марлинского, по не они задают тон в повести, но тексту которой они рассыпаны лишь через большие промежутки. Проводимое тем же литературоведом сопоставление образа жены Палицына в «Вадиме»
и образа старой Лариной в «Евгении Онегине», также и некоторых других моментов в обоих произведениях, представляется тоже искусственным, во всяком случае — малоплодотворным для анализа повести, где пушкинское начало неощутимо.

Для современного нам читателя «Вадим», которого он неизбежно сравнивает с «Героем нашего времени», кажется произведением условным и наивным. Но если представить себе незаконченную повесть Лермонтова на фоне романтической прозы первой половины 1830-х годов ч если сравнить ее с творчеством Марлинского, самого знаменитого русского прозаика этого времени, станет ясно, что Лермонтов, в отличие от своих первых опытов в жанре поэмы, выступает здесь во всеоружии профессиональной литературной техники, современной ему. Вместе с тем «Вадим», представляя первый опыт Лермонтова в области жанра повествовательной прозы, содержит еще ряд особенностей поэтической, стиховой стилистики перенесенных здесь в иную форму речи, с которой они порой сочетаются искусственно.




Художественный стиль поэмы Лермонтова «Вадим»