XVII век как особая историко-культурная эпоха
XVII в. — значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, время обострения противоречий умирающего феодализма и нарождающегося капиталистического строя, обретения национального самосознания народных масс. Политическое и экономическое развитие европейских стран неравнозначно. В Голландии и Англии — победа буржуазных революций; во Франции и Испании — победа абсолютизма, в Италии и Германии
Дворянство и буржуазия боролись за политическое господство, и в этой борьбе движущей силой были народные массы.
В истории культуры Нового времени семнадцатый век занимает особое положение, хронологически и стадиально располагаясь между эпохой Возрождения и временем, называемым эпохой Просвещения. Часто именно с семнадцатого века начинают отсчет современной европейской истории. Причина этому — выдающиеся достижения в области естественных и точных наук, которые послужили базой для современной научной картины мира.
На географической карте семнадцатого века почти не
Технологическим фундаментом научного прогресса эпохи было, прежде всего, совершенствование оптических средств исследования: телескопа и микроскопа.
Объектом изучения астрономов стало не только движение небесных тел, но и сами небесные тела.
Микроскоп открыл новый класс объектов изучения для биологии, повлиял на теоретическую биологию, анатомию, кристаллографию и, возможно, на прогресс в исчислении бесконечно малых величин в математике.
При этом прогресс в химии и биологии был, скорее, экстенсивным: химия тех лет основывалась на идущей от Аристотеля теории четырех элементов, а в медицине, несмотря на большое число исследований отдельных органов и участков тела, а также развитие теории кровообращения, господствующей теорией была теория ятромедицины, в соответствии с которой здоровый человек — результат гармонии содержащихся в его теле четырех элементов: кровь, слизь, желтая и черная желчь
В качестве физического объяснения химического процесса существовала теория флогистона, объясняющая феномен горения с помощью особого «горючего» вещества в составе тела.
Однако главным направлением в науке, определившим ее прогресс в физике и математике, было не описательное, а методологическое, то есть поиск законов природы, газовый закон Бойля-Мариотта,1662; гидростатический закон Б. Паскаля, 1663; волновая теория света Х. Гюйгенса, 1678 и др.; в математике — многочисленные работы по дифференциальному исчислению, а также попытки создания вычислительных машин.
Понятие закона природы, давшего сильнейший стимул развитию научной мысли, предполагает корпускулярный, или телесный состав природных тел.
Последнее возможно лишь при строгом разделении сфер «душевного» и «телесного». Применительно к человеку это разделение вылилось в проблему сосуществования души и тела. Философская мысль эпохи предложила различные варианты параллелизма души и тела, когда они сосуществуют, не влияя при этом друг на друга.
XVII век как особая историко-культурная эпоха