Я научилась просто, мудро жить
Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу..А. Ахматова
Эти стихи А. А. Ахматова пишет в 1912 году. Ей всего двадцать три, но она уже автор своей первой поэтической книги «Вечер», любящая жена и мать. Она молода, привлекательна и, безусловно, талантлива А вокруг революции, война, крах устоев и традиций.
И ей нужны мудрость и молитва, потому что слишком тяжелый крест взвалила она на свои плечи.
Что мне поступь Железной Маски, Я еще пожелезней тех…
«Железная» Ахматова гордилась тем, что даже в самые мрачные
Мне близка поэзия А. А. Ахматовой, полная глубокого психологизма и чувственности, утверждающая права обыденных вещей. В ее стихах душа оживает «для великой земной любви», она «поет» «о великой щедрости Божией» и о России. Ее философия — это философия любви и искренности, поэтому так притягательны пленительные ахматовские строки.
Как поэт А. А. Ахматова сформировалась под влиянием классической литературы и новых модернистских веяний, став неким звеном. соединившим культуру прошлых десятилетий с нынешним веком, Она не дискутировала по поводу
Поисти-не, любить по-настоящему способен только талантливый человек Ведь это чувство вечное, как сама жизнь. По признанию поэтессы, «должен на этой земле испытать каждый любовную пытку».
В стихотворениях А. А. Ахматовой лирическая героиня — страдалица, и оттого «словно тронуты черной, густою тушью тяжелые веки» ее. Перед нами образ женской души, которая приняла любовь как сладкую боль, лихорадку. Ей нужна мука, трудно представить себе героиню счастливой:
Я не плачу, я не жалуюсь, Мне счастливой не бывать…
Героиня многолика. Она хочет быть прирученной, покоренной, почти рабыню видим мы в стихотворении «Муж хлестал меня узорчатым, вдвое сложенным ремнем», в другом — картина почти не меняется
И висит на стенке плеть, Чтобы песен мне не петь.
«Как соломинкой» пьют ее душу, но она «пытки мольбой не нарушит». Беззаветна, отреченна, смиренна ее любовь, но одновременно и страстна:
Не любишь, не хочешь смотреть. О, как ты красив, проклятый!
Когда же страдания почти невыносимы, возникает протест, исступленный крик:
Я к тебе никогда не вернусь, —
Или грустный полушепот опустошенного сердца:
И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.
Стихи А. А. Ахматовой о любви — это ее жизнь, исповедь, вышедшая за пределы личного, остающаяся в сердце навсегда.
Однако любовные переживания все чаще соединяются с мыслями о державном Петербурге, войне 1914 года, революции,. Боге. И это тоже философия Ахматовой — философия смысла жизни. Происходит наполнение традиционных мотивов новым содержанием. Дом, родная земля, отечество все чаще тревожат сознание героини. Личная драма не сводится только к горечи переживаний, скорее дает представление о безграничных возможностях человека.
В стихах о России как-то почти незаметно, но очень естественно сближаются драма личной жизни и подвиг человека.
История и современность у А. А. Ахматовой переплетаются Данное единство направлено на то, чтобы выразить свое понимание взаимоотношений человека и обстоятельств. Очень показательно в этом плане стихотворение «Лотова жена». Нравственная сила, тяга к добру, идеалу способны соперничать с неблагоприятными, драматическими обстоятельствами. Логическим завершением авторской мысли станет представление о возможности счастья, которое укладывается в один миг жизни, равный подвигу, и остается в памяти на века.
Такова история Лотовой жены. Особую силу в этом произведении приобретают, на мой взгляд, два заключительных стиха:
Лишь сердце мое никогда не забудет Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
Аллегорический образ жены приобретает новое философское звучание в годы войны, когда поэтесса с болью и мужеством заговорила о возможности подчинить все свои чувства общенародной цели:
И та, что сегодня прощается с милым, — Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит.
Перед нами другая героиня, другая Ахматова, и все-таки она та же. В тяжелое пятилетие голос поэтессы приобрел особую силу, стал звучать как торжественная клятва, проповедь взамен лирической исповеди. Вместе с тем как и в начале века, так и во время войны драма человека неразрывно связана у А. А. Ахматовой с его мужеством.
Пророчество «Клятвы», «Ветра войны» нашло свое продолжение в послевоенной лирике. Груз житейских забот не заглушил голос сердца, разума, честного и гордого человека.
Ахматовская философия любви, жизни, истории необычна, поэтому так притягательны для меня ее стихи.
Я научилась просто, мудро жить