Януш Корчак
Самым выдающимся писателем этого времени в Польше был, безусловно, Януш Корчак. Свой псевдоним он заимствовал из книги И. Крашевского «История о Януше Корчаке и прекрасной Мечникувне», так как образ героя был для Корчака девизом верности и благородства по отношению к своей родине. Книги для детей, которые написал Я. Корчак, обнаруживают, прежде всего, глубокий интерес к ребенку, знание детской психологии.
Януш Корчак — писатель, врач, педагог, но прежде всего человек-гражданин, отдавший всю свою жизнь детям. Он родился в семье варшавского
Он организовал приют для детей польской бедноты и детский дом для детей бедных евреев, директором которого был с 1911 года и до конца жизни. В 30-х годах Корчак совмещал с воспитательной работой большую педагогическую деятельность в Институте специальной педагогики и редактировал журнал для детей
Во время оккупации Польши в 1942 году писатель погиб в газовых камерах фашистского концлагеря Треблинка вместе с 200 своими воспитанниками.
Педагогические воззрения Я. Корлака были прогрессивны. Его педагогическая система была построена на всестороннем знании и изучении психологии ребенка, на уважении ребенка как личности с большим и сложным внутренним миром. Об этом Корчак писал в работах «Дитя улицы», «Правда жизни», «Как любить детей». Педагогические взгляды Корчака нашли отражение в художественных произведениях для детей, которые в большинстве случаев носят автобиографический характер. Этот автобиографический цикл продолжает повесть «Когда я снова стану маленьким» . Януш Корчак применил здесь нсобый прием: мужчина как будто возвращается в мир детства.
Герой, имеющий опыт взрослого человека, совершенно по-новому освещает взаимоотношения поколений. Эта книга помогает ребенку понять мир взрослого, а взрослому раскрывает душевный мир подростка. Книга Корчака воспитывает в детях чувство гуманности, умение быть и всегда оставаться Человеком.
К своей книге «Кастусь-Чародей» Корчак написал следующее послесловие:
Это трудная книжка. Эту трудную книжку я посвящаю неспокойным мальчишкам, которым трудно исправиться. Нужно сильно и постоянно желать.
Нужно закалять волю. Нужно быть полезным. Жизнь чудесна. Жизнь как чудесный сон. У кого сильная воля и сильное желание служить людям, для того жизнь будет прекрасным сном.
Даже если путь к цели будет сложным, а мысли неспокойными.
Постоянно развивая свою мысль о том, что жизнь прекрасна, Корчак показывает, почему она прекрасна. Глубокий интерес к общественной и политической жизни современной ему Польши, сознание необходимости воспитывать детей сознательными гражданами вызвали к жизни замечательную книгу — сказку-повесть «Король Матиуш Первый» и «Король Матиуш на необитаемом острове» . Матиуш еще ребенком был мечтателем и уже тогда внушал тревогу. Став королем, он захотел быть реформатором, хотел создать такое общество, в котором все будут равны. Эта история кончается грустно: Матиуша предают его приближенные, он попадает в плен к врагам и осужден на изгнание. Бежав с необитаемого острова, Матиуш скитается инкогнито по стране.
Он становится рабочим на фабрике. Хотя его любят подданные, он уже не думает возвращаться в королевский дворец — ведь реформами ничего не достигнешь! Этот подтекст звучит очень явственно. Трагедия героя в том, что он гибнет от руки Фелека, единственного своего друга.
Смерть Матиуша потрясает Фелека. Мы верим — он станет Человеком.
Соединяя в себе вымысел-фантазию и реальную правду, эта повесть до конца правдива, так как построена на знании окружающей действительности. Не отражением ли польской жизни были события при королевском дворе, поведение подданных? Своих героев-детей Матиуша и Фелека Корчак наделил настоящими детскими характерами, не ходульными «послушными детьми» обрисованы они в книге писателя. Как и другие книги Корчака, эта сказка-повесть интересна и детям, и взрослым, хотя причины этого интереса, конечно, различные. Несмотря на гибель Матиуша, конец этой сказки все же оптимистичен: не. погибло дело Матиуша, оно продолжает жить в негритянском королевстве Клу-Клу.
Такая концовка подсказана верой в лучшее будущее, которой пронизаны все произведения Януща Корчака.
Положительную оценку педагогической и литературной деятельности Корчака дала в свое время Н. К. Крупская. «Автор знает детей, понимает их. Он беллетрист. Это сказывается у него во всем: и в подходе к психологическим проблемам, и в обрисовке главного действующего лица — учителя…» .
Януш Корчак