Язык метафор в стихотворениях Тютчева
Экстатические переживания поэта в его единении с мирозданием или в любви к женщине также выражаются на языке метафор. Но метафоры получают здесь иное, противоположное назначение по сравнению с метафорами лирического пейзажа. Они не олицетворяют неодушевленные явления природы — они, наоборот, как бы «овеществляют» процессы душевных переживаний и вызванные ими впечатления жизни.
Напряженность и значительность переживаний отождествляются поэтом с ощущениями огня, света, блеска. Прием обращения, который поэт применяет при изображении
И, глядя на тебя, пустынная река, И на тебя, прибрежная дуброва, Вы, — мыслил я, — пришли издалека, Вы, сверстники сего былого!»; или: «Нет, моего к тебе пристрастия Я скрыть не в силах, мать-Земля!»; или: «Ты, волна моя морская, Своенравная волна… Ты на солнце ли смеешься Отражая неба свод, Иль мятешься ты и бьешься В одичалой бездне вод…», и т. п.
Иногда Обращение поэта к явлениям природы выражает такую силу чувств или такую значительность мысли, что сопровождается
О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый!»; или: «О рьяный конь, о конь морской, С бледно-зеленой гривой…»; или: «О, этот юг, о, эта Ницца! О, как их блеск меня тревожит!»; еще: «О, первых листьев красота, Омытых в солнечных лучах…» и т. п.
Эмоциональная приподнятость восприятия природы выражается у Тютчева также через восклицательную интонацию поэтических предложений, начинающихся с наречия «как». Например:
Как тихо веет над долиной Далекий колокольный звон…»; или: «Тихой ночью, поздним летом, Как на небе звезды рдеют…»; или: «Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве!» и т. п.
Всем этим создается ораторский стиль лирики Тютчева, напоминающий оды XVIII в.
Наконец, и в ритмическом строе поэзии Тютчева сказывается ее медитативно-философская направленность. Она отличается разговорно-декламационным строем интонаций и продолжает в этом отношении пушкинскую традицию русской поэзии. Тютчев тяготеет поэтому, к силлабо-тоническому стихосложению, а в его пределах — к двухсложным, в особенности к ямбическим метрам.
Он создал всего около 230 стихотворений, из них около 125 написаны четырехстопным ямбом и свыше 40 — пятистопным; следующее место занимает четырехстопный хорей — 27 стихотворений.
Строфическая организация стихотворений Тютчева в большинстве случаев очень проста. Это обычно четверостишия, чаще с перекрестной, иногда с кольцевой или парной рифмовкой, тяготеющие к смысловой и синтаксической законченности. К более сложным строфическим формам поэт обращался сравнительно редко и не проявлял стремлений к необычайным и изысканным рифмам.
Поэзия Тютчева выдающееся явление в истории русской литературы XIX века. На новом этапе развития русской общественной жизни Тютчев по-своему продолжал традиции этико-философического романтизма Жуковского. Но Тютчев отказался от наивных, религиозно-мифологических представлений и самостоятельно создал своеобразное идеалистическое миропонимание, «пантеистическое» по своим основам.
Однако тютчевское миропонимание было более пессимистическим по сравнению с миросозерцанием Жуковского и выражало трагические настроения, связанные с деградацией дворянского уклада жизни.
Однако объективное значение поэзии Тютчева выходит далеко за пределы выраженных в ней субъективных представлений поэта и иногда противоречит им. Лирические пейзажи Тютчева, связанные в его сознании с мотивами эфемерности человеческой жизни, выражают романтическое восхищение красотой природы, передают тончайшее восприятие ее очертаний, красок, звуков и этим способствуют развитию эстетического сознания общества. Философские «медитации» поэта, связанные с настроениями трагизма, заключают в себе утонченную эмоциональную рефлексию, погружающую мысль человека в его внутренний мир, и этим способствуют нравственному развитию общества — углублению и облагораживанию человеческих переживаний.
Поэзия Тютчева стала значительным вкладом в национальную духовную культуру и до сих пор сохраняет свое значение.
Язык метафор в стихотворениях Тютчева