Языковой эксперимент и протестующий жест
В то время как прогрессивные писатели своими пьесами все убедительнее приближали сцену к социальной реальности, импорт модернистских экспериментов, а также такие авторы, как П. Хандке, В. Бауэр и Т. Бернгард, делали заметными противоположные тенденции.
Петер Хандке пытался нейтрализовать политические функции движения уличных театров, от которого он перенял некоторые формальные элементы и передал их буржуазному театру 51.
Хандке произвел сенсацию в буржуазном театре, разрушив границу между сценой и зрительным залом. В пьесе «Оскорбление
Пьесы Хандке «Каспар» , «Подопечный хочет стать опекуном» , «Скачка по Боденскому озеру» и другие строятся на своего рода сомнениях в возможностях языка. Автор прежде всего монтирует клише, обороты речи и общие места повседневного языка, чтобы продемонстрировать его силу, определяющую структуру сознания. Показанные в своих
В подобной манере пишет пьесы австриец Вольфганг Бауэр, автор пьес «Magic Afternoon» , «Change» , «Кино и женщина» , «Новый год, или Резня в отеле Захер» , в которых показаны события из жизни людей, чье сознание полностью одурманено; навязанные им стереотипы полностью становятся сущностью их сознания.
Дальнейшая попытка политически нейтрализовать искусство, интегрировать и театральные эффекты империалистической массовой культуры была предпринята в так называемых массовых зрелищах и хэппенинге, которые ставили своей целью активизировать зрителя, а свелись к аполитичной занимательности. Создателями подобных спектаклей были, в частности, Вольф Фоштель и Бацон Брок. Особым событием подобного рода было, к примеру, измерение здания кельнского театра белыми булками.
Языковой эксперимент и протестующий жест