Языковой эксперимент и протестующий жест

В то время как прогрессивные писатели своими пьесами все убедительнее приближали сцену к социальной реальности, импорт модернистских экспериментов, а также такие авторы, как П. Хандке, В. Бауэр и Т. Бернгард, делали заметными противоположные тенденции.

Петер Хандке пытался нейтрализовать политические функции движения уличных театров, от которого он перенял некоторые формальные элементы и передал их буржуазному театру 51.

Хандке произвел сенсацию в буржуазном театре, разрушив границу между сценой и зрительным залом. В пьесе «Оскорбление

публики» он создал основную модель этого «соучастия в игре» без сюжета, сделав реакцию публики составной частью происходящего на сцене. Так как его театральные эксперименты чаще всего были ни к чему не обязывающими, эффект заканчивался ожидаемым состоянием шока. .

Пьесы Хандке «Каспар» , «Подопечный хочет стать опекуном» , «Скачка по Боденскому озеру» и другие строятся на своего рода сомнениях в возможностях языка. Автор прежде всего монтирует клише, обороты речи и общие места повседневного языка, чтобы продемонстрировать его силу, определяющую структуру сознания. Показанные в своих

упрочненных языковых формах манеры поведения отделены, однако, от условий их возникновения и приобретают поэтому собственную жизнь, которую каждый зритель может конкретизировать, исходя из личного опыта.

В подобной манере пишет пьесы австриец Вольфганг Бауэр, автор пьес «Magic Afternoon» , «Change» , «Кино и женщина» , «Новый год, или Резня в отеле Захер» , в которых показаны события из жизни людей, чье сознание полностью одурманено; навязанные им стереотипы полностью становятся сущностью их сознания.

Дальнейшая попытка политически нейтрализовать искусство, интегрировать и театральные эффекты империалистической массовой культуры была предпринята в так называемых массовых зрелищах и хэппенинге, которые ставили своей целью активизировать зрителя, а свелись к аполитичной занимательности. Создателями подобных спектаклей были, в частности, Вольф Фоштель и Бацон Брок. Особым событием подобного рода было, к примеру, измерение здания кельнского театра белыми булками.




Языковой эксперимент и протестующий жест