Юрий Брезан
В творчестве лужицкого писателя Юрия Брезана — он пишет на лужицком и немецком языках — развитие богатого наследия лужицкой литературы и истории тесно переплетается с темами социалистических революционных преобразований в Германии. Его литературная деятельность, как и творчество других лужицких писателей, подняла на новую высоту литературу лужицких сербов, находившуюся прежде в условиях дискриминации.
Юрий Брезан начал публиковаться в 50-х годах, когда вышел сборник его деревенских историй, лирических зарисовок и рассказов о
Повести Брезана свидетельствовали о возросшей уверенности писателя во владении словом и стилем. Брезан ставил в своих повестях важные актуальные проблемы, обращаясь не только к лужицкому материалу. В трилогии, включающей в себя романы «Гимназист» , «Семестр потерянного времени» и «Пора зрелости» , Юрий Брезан запечатлевает исторический ход времени, широко охватывая при этом лужицкую тематику.
Эти три романа о выходце из бедной лужицкой семьи, ставшем впоследствии партийным работником, Феликсе Януше написаны в традициях «романа
Роман «Пора зрелости» повествует о годах социального и национального освобождения лужичан. Брезан объединяет в романе специфические проблемы лужичан с общими проблемами, характерными для процесса революционных преобразований в Германии. На их фоне происходят личные конфликты героев романа.
Психологически глубокое изображение их индивидуальностей выдвинуло эту книгу в ряд тех произведений, которые внесли свой вклад в литературное отображение новых общественных процессов в социалистическом обществе.
Большие заслуги в развитии новой лужицкой литературы принадлежат Мерчину Новаку-Нехорнскому, первому председателю вновь образованного в 1946 году объединения лужицких писателей, и учительнице Марии Кубашец, опубликовавшей в 1963-1965 годах историческую трилогию «Боший Сербин». Юрий Кравжа, Петр Малинк, а также Кчешан Кравц, Бено Шолта и Юрий Кох продолжили начатую старшими писателями линию новой идейно-художественной ориентации.
Юрий Брезан