«Зачарованная Десна» как исповедь души А. Довженко
Среди полей, среди широкой украинской степи вьется змеей закинута в вечность тропа, неизвестно, откуда она берет начало, где ее конец. Беспощадно льет дождь, капли которого падают на лицо двух людей, направляющихся куда. У одного дождь вызывает огромное удовольствие: он радуется, словно ребенок, подставляет ладони навстречу заливной дождю, который смоет всякий грязь с души и тела. Другой-то бормочет под нос, неловко хлюпая по островках воды. Так и большинство людей не видит прекрасного ни в чем на жизненных перекрестках.
А вот Александр Довженко
Один умирает, чтобы дать место другому под солнцем. И снова идет дождь, словно перелистывает очередную страницу истории.
Вообще «Зачарованная Десна» — мое любимое произведение. Это исповедь автора, волнующий рассказ
Била его судьба, часто на его высоком лбу, в лучистых глазах можно было увидеть боль и печаль, но взломать его не удалось никому. Разведенный с родной Родиной, он тяжело страдал и молился в своем дневнике, чтобы душа его наконец обрела покой. Немного есть на свете людей, перед которыми я склонил бы голову, чтобы поблагодарить.
Конечно, это — родители, а также люди, которые способны, как писал Довженко, видеть прекрасное даже «в будничных лужах на жизненных путях. Моральная красота и духовное величие человека в киноповести А. Довженко «Зачарованная Десна» Чем измеряется жизнь художника, творца? Памятью, которую он оставил после себя, тем, что сделал для людей.
Александр Довженко оставил после себя большое память. Уже на склоне лет о реке детства красавицу Десну, о сказочной сенокос, царство трав и таинственных озер, о чары первых детских увлечений, о благородстве и красоте своих родных и их односельчан напишет он волнующую киноповесть «Зачарованная Десна». Эта повесть — философское осмысление нравственной красоты и духовного величия человека.
Мне кажется, что счастье людей и их красота именно в труде. В «Зачарованной Десне» уважительно говорится о людях труда, об отношении к ней как к творчеству. Вспоминая своих родных и соседей-односельчан, автор прежде говорить об их отношении к труду. «Сколько он земли виорав, сколько хлеба выкосил! Как ловко делал, который был силен и чистийи «- читаем в киноповести об отце.
Его портрет представлен в стиле народного мировосприятия — в гармоничном сочетании трудолюбия и физическому совершенству: председатель «темноволосая, большая и большие умные серые глаза», «тело белое, без единой точечку, волосы блестящие, волнистые, руки широкие, щедрые. Мне кажется, что именно нелегкая честный труд, готовность прийти на помощь подносили его, давали право писателю видеть отца достойным уважения: «Из него можно было писать рыцарей, богов, апостолов, великих ученых или Сеятель, он годился на все. Многие родил он хлеба, многих накормил, спас от воды, много земли перепахал… «В труде, в деянии раскрывается его духовный мир, гуманность.
С восторгом и гордостью говорится в киноповести и о матери, которая любила повторять: «Ничего в мире так не люблю, как сажать что-либо в землю, чтобы произростало. Когда вылезает именно с земли всякое рослиночка, то-то мне радость «.
А вот читаем о прадеде Тараса, о его «огромные, словно корни» руки, никогда не причинили зла на земле, знали труд и мир щедроты и добро. Если говорить про деда Семена, то поражает глубокое единство а природой, свойство очеловечивать ее. Он был «добрый дух луга и рыбы, грибы и ягоды собирал в лесу лучше других». Всю жизнь деда прошло в труде. Дед-труженик честно прожил жизнь под солнцем, под солнцем на Погребная, весь белый, словно озаренный солнцем и умер.
О дяде Самийла упоминается как о Найт-лановитишого в селе косаря: «Он был такой косарь, что соседи забыли даже его фамилию и звали его Самойло Косарь, а то и просто Косарь. Орудовал он косой, как хороший маляр кистью, легко и ловко. На мой взгляд, отец, мать, дед, дядя Самуил предстают не просто как родные, дорогие и близкие писателю люди.
Они олицетворяют талантливый и трудолюбивый украинский народ, его высокую мораль, свободолюбие, чистоту и красивую душу. им присуща постоянная готовность творить добро и красоту.
Спутницей человеческого труда была песня и вообще народная музыка. В одном месте «Зачарованной Десны» читаем: «Если бы спросил меня кто-нибудь, которую я музыку любил в раннем детстве, какой инструмент, которым музыкантов, я бы сказал, что больше всего я любил слушать клепки косы. Нет ли в этих словах чего-то неожиданного, неправдоподобного?
Мне кажется, что нет. Ведь клепки косы, кроме того, что оно действительно звучит как волшебная музыка, когда вечернее время отдается в лугах и рощах, для трудовых людей села — земледельцев всегда было символом труда, напоминало о ответственную пору в жизни крестьянина — сбор урожая. Итак, основным нравственным и эстетическим критерием для народа является труд.
Она определяет все прекрасное на земле.
Нельзя без волнения читать строки киноповести, в которых раскрывается любовь писателя к людям труда, рассказывается о пылкой сыновнюю любовь к родине, о человеческих отношениях. Так, Довженко был настоящим летописцем народной жизни, вдохновенным певцом человеческой красоты. Это наддеснянськи хлеборобы учат нас трудолюбию, мудрости, силе, неиссякаемой жизненной энергии.
В является труд. Она определяет все прекрасное на земле.
Нельзя без волнения читать строки киноповести, в которых раскрывается любовь писателя к людям труда, рассказывается о пылкой сыновнюю любовь к родине, о человеческих отношениях. Так, Довженко был настоящим летописцем народной жизни, вдохновенным певцом человеческой красоты. Это наддеснянськи хлеборобы учат нас трудолюбию, мудрости, силе, неиссякаемой жизненной энергии.
«Зачарованная Десна» как исповедь души А. Довженко