Зачетная работа по разделу «Лексические ошибки»

Задание: Найдите ошибку, определите вид ошибки и исправьте ее. Вариант 1 1. Характер у Маши скромный, девичий. 2. В Карелии есть чистые, плодородные рыбой реки.

3. Еще до замужества телеграфист Желтков писал Вере любовные письма. 4. Маша была богоугодной девушкой. 5. Маяковский посвятил этим событиям большой промежуток в своей поэзии.

6. На балу Онегин решает поухаживать за Ольгой, чтобы приревновать Ленского.

7. Евгений всегда блуждал в ее мыслях.

8. Катерину с самого детства благоухали и лелеяли.

9. Старый — это одушевленный или

неодушевленный предмет, который постарел.

10. Он увидел необделанный алмаз.

Вариант 2

1. Качели, расписанные всякими узорами и живописью.

2. Внешность Собакевича похожа на «средних размеров медведя».

3. Он был уверен, что победит, и от этого был храбр душой и лицом.

4. Плюшкин относился к крестьянам как к нелюдям.

5. Романом » Война и мир » великий писатель Л. Н. Толстой воздвиг самый настоящий памятник героям 1812 года, сынам Великой Отечественной войны, готовых жизнь отдать за спокойствие родины.

6. Эта старуха символизирует смерть. То есть она как бы догоняет господина.

7. Перед нами пример

людей того времени высшего света.

8. На поле валялись груды черепов — взрослые и крохотные детские.

9. Каждый человек должен оставить после себя маленькую частичку, которая напоминала бы людям о нем в течение последующих лет.

10. Человечество России.

Вариант 3

1. Развивать интерес к нашей истории, сделать ее неколебимой и вечной — вот в чем наша задача.

2. Конечно, у него был элемент гениальности, но он сумел его реализовать.

3. Его запомнили как человека сильного и душой, и телом.

4. Но Шаляпин не зарывал в землю свои таланты, а всячески развивал их, не то что некоторые люди в наше время!

5. Блестящая выделанность каждого движения.

6. Одинцова очень красива и стройна, у нее достойная осанка.

7. Реалистически-философские образы природы.

8. 55-летняя годовщина.

9. Так говорят о нем однослуживцы.

10. Герои говорят живыми словами.

Вариант 4

1. Фронтовики хотели, а потом и совершали подвиги, подобные герою.

2. Также в рассказе говорится и о названии корабля «Атлантида», которая, как известно, исчезла в никуда.

3. Теркин заслужил эту честь по праву.

4. Шаляпин запел оперу.

5. России много талантов, но скольким удается всплыть?

6. Он кинул в нее остатком от скалы.

7. Отец хотел, чтобы она поженилась на его старом друге.

8. И тогда отец запер ее в пленнице.

9. В тех краях и в стар, и в лад озеро называли Байкал.

10. Шаляпин был обыкновенным мальчиком и вырос до размеров гордости всего мира.

Общее понятие о функциональных стилях речи

Школьникам о стилях речи очень ярко и интересно рассказывает в своем учебнике Г. Я. Солганик. Здесь я только коротко напомню основные признаки функциональных стилей.

Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Напомним важнейшие социальные функции языка: 1) общение, 2) сообщение и 3) воздействие. Для реализации этих функций исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, характеризующиеся наличием в каждой из них особых лексико-фразеологических, интонационных, частично и синтаксических, средств, используемых исключительно или преимущественно в данной разновидности языка. Эти разновидности называются функциональными стилями. «Функциональным стилем называется исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения» .

В соответствии с названными выше функциями языка выделяются следующие стили: разговорный, научный и официально-деловой, публицистический и литературно-художественный.

Функциональные стили могут быть разбиты на две группы, связанные с особыми типами речи. Первую группу, в которую входят стили научный, публицистический и официально-деловой, характеризует монологическая речь; для второй группы, образуемой разнообразными видами разговорного стиля, типичной формой является диалогическая речь. Первая группа — это книжные стили, вторая — стиль разговорный.

Теперь — коротко о характерных особенностях стилей. Например, для разговорного стиля характерны короткие фразы, редкое употребление причастных и деепричастных оборотов, эмоциональность, а также соответствующая лексика — те слова, которые в словарях даются с пометой Разг. или Прост. Официально-деловому стилю присущи традиционные выражения и обороты, обилие отглагольных существительных, отсутствие эмоциональной окраски фраз.

Научный стиль отличается преимущественно сложными предложениями, насыщенностью терминами, строгостью в построении текста, четким следованием теме. Публицистический стиль характеризуется повышенной эмоциональностью, стремлением к образности, использованием слов различных лексических пластов.

Вопрос о самостоятельном литературно-художественном стиле остается дискуссионным в современной лингвистике, однако авторы школьных учебников выделяют этот стиль и говорят о его отличительных признаках. Впрочем, школьники в своих работах редко демонстрируют умение создать художественный текст, поэтому в данном пособии литературно-художественный стиль будет упоминаться только при разговоре о средствах художественной выразительности.

Нарушение стилистической целостности текста

Наиболее распространенный вид стилистической ошибки в школьных работах — использование слов одного стиля в тексте, созданном в другом стиле. Сразу оговоримся: стиль творческой работы школьника, как правило, публицистический или художественно-публицистический, гораздо реже — художественный. Хорошо подготовленный ученик может создать текст в научно-публицистическом стиле, но это будет не оригинальный текст, а компиляция.

Проблема стилистической целостности школьной работы связана с тем, что средний ученик не владеет стилем, а только учится. При этом, работая над рефератом, школьник, к сожалению, безоговорочно доверяет печатным источникам, не анализируя их. В результате возникают такие, например, сентенции: «Встав на рельсы классицизма, Россия въехала в мировую литературу». Ученица, сдавшая эту работу, со слезами на глазах уверяла, что выписала эту фразу из энциклопедии. В том же реферате было и такое: «В недрах литературы зарождаются два «брата»: реализм и сентиментализм.

Конечно, у них была общая мама — идеология просвещения». Разумеется, сама ученица так написать не могла. Проблема в том, что она восприняла эти дикие «красивости» как нормальный язык.

Объяснить ей, что дурного в приведенных фразах, было крайне сложно.

Приведу еще в пример частый случай заимствования стиля автора. Школьник пишет в сочинении: «Наши герои попадают в плен», — и получается, что он тоже автор книги!




Зачетная работа по разделу «Лексические ошибки»