ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО Рассказу «Судьба человека»

Рассказ «Судьба человека» .

Обратите внимание на дату публикации произведения. Что вам известно об отношении к людям, попавшим в плен, в годы войны и после нее? Отметьте, что Шолохов одним из первых открыл эту тему в литературе, показав нравственное сопротив­ление людей, оказавшихся в плену.

Композиция произведения. Какие основные части можно вы­делить в рассказе? Кто является повествователем в каждой из них? Назовите известные вам произведения, в которых исполь­зован подобный тип композиции.

Что мы узнаем о повествователе

из экспозиции? Какое симво­лическое значение заключено в образах дороги и бурной весны?

Охарактеризуйте завязку. Каковы первые впечатления о ге­роях? Какое значение имеет портрет и почему он предшествует рассказу Андрея Соколова? Почему именно повествователю Соколов раскрыл свою душу? Для чего автор вводит в произве­дение рассказ самого героя? Некоторые критики говорят о сен­тиментальности произведения.

Согласны ли вы с этой точкой зрения?

Образ Андрея Соколова. Помните ли вы, сколько лет Соколо­ву, как сложилась его судьба в гражданскую войну и после нее? Что мы знаем о его родных? Кем работал Андрей?

В

каком году он увлекся машинами? Что он рассказывает о своей семейной жизни? Подумайте, какова роль всех этих деталей биографии героя, как они способствуют максимальной типизации?

Расскажите, как Андрей Соколов попал в плен. Как вы по­нимаете слова: «Командир нашей автороты спрашивает: «Про­скочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там това­рищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?» Почему Андрей встал, когда увидел подходящих к нему фашистов? По­чему в ответ на приказ фашиста снять сапоги Соколов снял еще и портянки?

Как в этих эпизодах раскрывается характер героя?

Расскажите о том, какие качества проявились в людях в не­человеческих условиях плена. Какой эпизод жизни героя в пле­ну вы считаете кульминацией? Докажите свою точку зрения.

В какой период войны произошло столкновение Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером? Случайно ли это совпа­дение?

Как сложилась судьба Андрея Соколова? Объясните, какую роль играет в произведении концентрация трагического начала. Зачем вводятся «вставки» от автора-повествователя в самые на­пряженные моменты исповеди?

Прочитайте эти эпизоды, про­комментируйте их. Как вы думаете, почему Шолохов не провел своего героя через испытания ГУЛАГа, которые пережили мно­гие бывшие пленные? Изменилась ли от этого суть образа Анд­рея Соколова?

Какую роль играет в произведении образ Ванюшки? Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с мальчиком?

Какие средства создания образа Андрея Соколова использу­ются в рассказе? Обратите особое внимание на речь героя, при­ем самохарактеристики-исповеди, портрет.

Перечитайте концовку рассказа. Как выражается здесь отно­шение автора ко всему услышанному? Какую роль играет это лирическое размышление в раскрытии идейного смысла произ­ведения?

Объясните смысл заглавия рассказа. Почему конкретная история Андрея Соколова дала автору возможность передать свое представление о нравственных возможностях человека, о судьбе гуманистических ценностей в суровых жизненных испытаниях?

Под влиянием творчества М. Шолохова в литературе 60- 80-х годов возродилась традиция русской классики, с сочув­ствием изображавшей внутренний мир простого человека, ге­роя с нелегкой, нередко трагической судьбой.




ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО Рассказу «Судьба человека»