ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО Рассказу «Судьба человека»
Рассказ «Судьба человека» .
Обратите внимание на дату публикации произведения. Что вам известно об отношении к людям, попавшим в плен, в годы войны и после нее? Отметьте, что Шолохов одним из первых открыл эту тему в литературе, показав нравственное сопротивление людей, оказавшихся в плену.
Композиция произведения. Какие основные части можно выделить в рассказе? Кто является повествователем в каждой из них? Назовите известные вам произведения, в которых использован подобный тип композиции.
Что мы узнаем о повествователе
Охарактеризуйте завязку. Каковы первые впечатления о героях? Какое значение имеет портрет и почему он предшествует рассказу Андрея Соколова? Почему именно повествователю Соколов раскрыл свою душу? Для чего автор вводит в произведение рассказ самого героя? Некоторые критики говорят о сентиментальности произведения.
Согласны ли вы с этой точкой зрения?
Образ Андрея Соколова. Помните ли вы, сколько лет Соколову, как сложилась его судьба в гражданскую войну и после нее? Что мы знаем о его родных? Кем работал Андрей?
В
Расскажите, как Андрей Соколов попал в плен. Как вы понимаете слова: «Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?» Почему Андрей встал, когда увидел подходящих к нему фашистов? Почему в ответ на приказ фашиста снять сапоги Соколов снял еще и портянки?
Как в этих эпизодах раскрывается характер героя?
Расскажите о том, какие качества проявились в людях в нечеловеческих условиях плена. Какой эпизод жизни героя в плену вы считаете кульминацией? Докажите свою точку зрения.
В какой период войны произошло столкновение Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером? Случайно ли это совпадение?
Как сложилась судьба Андрея Соколова? Объясните, какую роль играет в произведении концентрация трагического начала. Зачем вводятся «вставки» от автора-повествователя в самые напряженные моменты исповеди?
Прочитайте эти эпизоды, прокомментируйте их. Как вы думаете, почему Шолохов не провел своего героя через испытания ГУЛАГа, которые пережили многие бывшие пленные? Изменилась ли от этого суть образа Андрея Соколова?
Какую роль играет в произведении образ Ванюшки? Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с мальчиком?
Какие средства создания образа Андрея Соколова используются в рассказе? Обратите особое внимание на речь героя, прием самохарактеристики-исповеди, портрет.
Перечитайте концовку рассказа. Как выражается здесь отношение автора ко всему услышанному? Какую роль играет это лирическое размышление в раскрытии идейного смысла произведения?
Объясните смысл заглавия рассказа. Почему конкретная история Андрея Соколова дала автору возможность передать свое представление о нравственных возможностях человека, о судьбе гуманистических ценностей в суровых жизненных испытаниях?
Под влиянием творчества М. Шолохова в литературе 60- 80-х годов возродилась традиция русской классики, с сочувствием изображавшей внутренний мир простого человека, героя с нелегкой, нередко трагической судьбой.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО Рассказу «Судьба человека»