ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РОМАНУ «ТИХИЙ ДОН»
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РОМАНУ «ТИХИЙ ДОН»
Перечитайте первые страницы романа. Почему действие произведения начинается и заканчивается возле мелеховского двора, на высоком донском берегу? Какую роль играют дом, семья в жизни героев романа?
Обратите внимание, в какие моменты своей жизни уходит и возвращается домой Григорий Мелехов. Почему герои произведения сгруппированы по семьям? Можно ли сказать, что «мысль семейная» является у Шолохова, как и у Л. Н.
Толстого, одной из ведущих в произведении?
Опираясь
Какие нравственные качества жителей хутора Татарского особенно дороги писателю?
После выхода первой книги романа критики увидели в нем «идеализацию казачества». Что бы вы ответили критикам?
Можно ли считать «Тихий Дон» произведением по преимуществу этнографическим, открывшим широкому кругу читателей мир донского казачества,
Как вы понимаете смысл названия произведения? Объясните роль эпиграфов в романе.
Просмотрите, как вводятся в роман исторические события, какое влияние оказывают они на судьбы всех героев произведения, на жизнь хутора, народа, страны в целом.
«Большая вещь… вся жестокость и вся ярость всех течений социальной и политической борьбы и глубин жизни им выявлены ярко», — писал вскоре после завершения «Тихого Дона» В. Вернадский. Докажите справедливость этих слов.
Почему в центре романа-эпопеи, показывающего судьбу народа на крутом переломе истории, находится герой, путь которого полон мучительных сомнений, метаний и противоречий? Обратите внимание на то, что впервые героем романа-эпопеи становится простой, неграмотный казак, ищущий правды не только для себя лично, а для всего народа.
Расскажите об основных этапах жизни Григория Мелехова, об искреннем, страстном правдоискательстве героя, подчеркните типическое и индивидуальное в его судьбе и характере.
Как вы понимаете слова о том, что Григорий «встал на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их»? Покажите, как воспринимает герой события, как реагирует он на идеи, которые высказывают его собеседники из разных лагерей. Обратите внимание на особенности раскрытия образа Григория: в романе нет углубленного самоанализа, поскольку рефлексия чужда герою, он человек действия. Через поступки героя, его непосредственную реакцию на происходящее, через движение его мыслей, чувств, настроений, изменение внешнего облика раскрывается характер Григория Мелехова.
В чем выразились обретения и потери, ошибки и трагические уроки судьбы Григория? В чем причины его трагедии? Вспомните о сложности эпохи, своеобразии обстановки на Дону, политике «расказачивания», противоречивых настроениях казаков.
Почему в романе нет традиционной для трагедии гибели героя? И, с другой стороны, почему, несмотря на откровенное давление, Шолохов не закончил роман эпизодами службы Мелехова в Красной Армии, не привел героя к какому-либо окончательному политическому выбору?
Перечитайте финал произведения. Обратите внимание: Григорий, устав от крови и боев, идет к родному берегу. Почему он возвращается в хутор, не дожидаясь амнистии?
Какую роль здесь играет описание Дона, картина начинающейся весны? Почему Григорий бросает оружие в реку? Как это характеризует его отношение к братоубийственной войне, его намерения? Как описывает автор чувства героя, когда он принял решение идти домой, подошел к хутору, встретился с сыном?
Обратите внимание на детали: Мишатка, испугавшись поначалу незнакомца, «узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца» и пошел к нему на руки. Прокомментируйте этот эпизод.
Как вы понимаете слова М. Шолохова об «очаровании человека», которое он хотел показать в своем герое? Каково ваше отношение к Григорию Мелехову?
В трудах современных литературоведов преодолено бытовавшее многие годы мнение о Григории Мелехове как отщепенце, т. е. человеке, который оторвался от своего народа, от общей с ним судьбы и потому деградировал, утратил свои положительные качества1. Судьба Григория сложна и трагична, но Шолохов нигде не противопоставил своего героя народу. Более того, именно благодаря герою, в индивидуальной судьбе которого воплотилась вся гамма противоречий народной жизни в переломную эпоху, писателю удалось добиться эпической широты и аналитической глубины изображения времени и человека, создать произведение, «переполненное многоголосьем согласий и несогласий с властями предержащими, тоской по правде, кровью, болью и любовью» .
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РОМАНУ «ТИХИЙ ДОН»