Одновременно с «Героем нашего времени» появляется другое произведение, в котором была сделана попытка обрисовать духовный мир и вскрыть социальный генезис молодого человека той же эпохи Это была повесть А. И. Герцена «Записки одного молодого человека» , напечатанная в том же журнале, в котором появились главы из романа М. Ю. Лермонтова. По художественному значению повесть Герцена, носящая следы творческой незрелости и фрагментарности, не идет ни в какое сравнение с шедевром Лермонтова. Но как явление литературы она знаменательна.
Повесть Герцена автобиографична, в этом ее интерес.
Один из подлинных «героев времени», человек, шедший рядом с В. Г. Белинским впереди своих современников, попытался рассказать о себе, о своих идейных исканиях, об условиях своего умственного и нравственного развития, об огромных трудностях, стоявших на пути. Правда, очерк характера оказался незавершенным и недостаточно обобщенным. Большой ущерб полноте раскрытия идейных настроений героя нанесла невозможность в подцензурном произведении сколько-нибудь откровенно рассказать о революционных взглядах юноши, о его резко критическом отношении к николаевскому режиму. Однако Герцен сумел с беспощадной иронией показать безобразное и смешное, с чем столкнулся его герой в жизни русской провинции. В этом он сближался с Н. В. Гоголем и предвосхищал «Губернские очерки» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Герцен смог наметить перспективы развития нового в русской жизни и литературе героя, вступившего в конфликт с самодержавно-крепостническим режимом и уже успевшего против своей воли разлучиться с родной Москвой. Любопытен и выведенный в «Записках» образ помещика Трензинского, в душе которого возобладал «скептицизм жизни, убитой обстоятельствами».
Это роднит Трензинского с другим героем или, вернее, жертвой времени — лермонтовским Печориным.
Повесть Герцена, написанная в реалистической манере, намечала путь дальнейшего развития его творчества, который приведет писателя к реализму «натуральной школы» и к «Былому и думам».
Дайджест:
- Анализ повестей Герцена «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов»В конце 40-х годов на страницах журнала «Современник» были опубликованы два замечательных произведения Герцена, проникнутых тем же могуществом мысли, что и его роман «Кто виноват?». В основу повести «Сорока-воровка» был положен действительный случай, сообщенный писателю великим русским актером М. С. Щепкиным. Рассказ о трагической судьбе талантливой крепостной актрисы стал обобщением большой художественной силы. В споре ... Читать далее...
- История создания, тема и идея «Былого и дум» А. И. Герцена«Кто мог пережить, тот должен иметь силу помнить». Мужество памяти, к которому призывал Герцен, самому ему было присуще вполне и стояло у истоков замысла «Былого и дум». За какиенибудь несколько лет, с 1848 по 1852 год, он пережил духовный переворот, интенсивность и последствия которого по праву были охарактеризованы как «духовная драма» Герцена. Тогда же из ... Читать далее...
- Начало литературной деятельности ГерценаЕго ранние произведения написаны в популярном тогда романтическом духе: преимущественное внимание уделялось конфликту романтического героя с «бесчувственной толпой» и «низкой действительностью». В первых произведениях, являвшихся по форме автобиографическими отрывками, драматическими сценами, были заметны религиозные настроения, ощущалась абстрактность возвышенных идей положительных персонажей. Однако период романтической восторженности оказался у Герцена непродолжительным. Он вспоминал впоследствии: «Реальная натура моя ... Читать далее...
- История создания произведения Герцена «Былое и думы»«Кто мог пережить, тот должен иметь силу помнить». Мужество памяти, к которому призывал Герцен, самому ему было присуще вполне и стояло у истоков замысла «Былого и дум». За какие-нибудь несколько лет, с 1848 по 1852 год, он пережил духовный переворот, интенсивность и последствия которого по праву были охарактеризованы как «духовная драма» Герцена. Тогда же из ... Читать далее...
- По циклу произведений Герцена «Былое и думы»В художественных произведениях, созданных в период эмиграции, Герцен вновь обращается к размышлениям о судьбах человечества, о противоречиях буржуазного общества и др. Наибольшее же внимание Герцен уделял созданию самого большого по объему и самого значительного по содержанию своего произведения — мемуаров «Былое и думы». Его мемуары подняты до уровня большого искусства. Мощное воздействие, которое оказывает «Былое ... Читать далее...
- «Былое и думы» ГерценаКрупнейшим художественным произведением зарубежного периода Герцена были «Былое и думы» лучшее, что создал он как писатель. Этот «вечерний труд» создавался в то время, когда «чужой мир», «чужое племя» окружали Герцена и ему хотелось мысленным взором охватить пережитое, подвести итоги, рассказать о своем времени и своей жизни, до конца отданной борьбе с самодержавием и крепостничеством. И ... Читать далее...
- По роману Герцена «Кто виноват?»Композиция романа «Кто виноват?» очень оригинальна. Только первая глава первой части имеет собственно романтическую форму экспозиции и завязки действия — «Отставной генерал и учитель, определяющийся к месту». Далее следуют: «Биография их превосходительств» и «Биография Дмитрия Яковлевича Круциферского». Глава «Житье-бытье» является главой из правильной формы повествования, но за ней следует «Биография Владимира Бельтова». Герцен хотел составить ... Читать далее...
- Краткое содержание «Сорока-воровка» ГерценаГерцен Александр Иванович Произведение «Сорока-воровка» Повесть Сорока — воровка — лишь малая часть огромного и разностороннего творческого наследия Александра Ивановича Герцена. Главная героиня повести — актриса провинциального крепостного театра. Повесть начинается с беседы нескольких молодых людей. Тема беседы — театр и отсутствие в русской среде талантливых актрис. Кто-то объясняет это привязанность женщин к домашнему очагу, ... Читать далее...
- Уход в революционное движение ГерценаСнова перед Герценом встает вопрос о вариантности в жизни отдельных людей и в истории народов. Разными путями могла бы пойти жизнь Матвея. Сложись обстоятельства иным образом — и другая участь ожидала бы его. Однако случайность не отменяет закономерности. Ведь любые случаи выпадают в соответствии с вероятностью. А для массы русских крепостных Матвеев наиболее вероятны, с ... Читать далее...
- Юность Александра Ивановича ГерценаС полным правом можно сказать, что в «Былом и думах» он исследует свои воспоминания и стремится не только ярко передать их — он их проверяет, насколько они точны. Он выясняет, насколько они соответствуют детской психологии. Оказывается, не так проста духовная жизнь ребенка! Разбираясь впоследствии в своих воспоминаниях, Герцен убедился сам и убедил читателя «Былого и ... Читать далее...
- Общественная деятельность, мировоззрение Герцена. Начало литературного трудаВыдающимся событием в жизни Александра Ивановича Герцена, определившим всю его деятельность, явилось восстание декабристов. По признанию самого Герцена, гром пушек, раздавшийся 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге, казнь Пестеля и его товарищей «окончательно разбудили ребяческий сон» его души. Декабристы на всю жизнь стали для него героями-патриотами, вышедшими «сознательно на явную гибель, «чтобы ... Читать далее...
- «Все человечество любить намного проще, чем одного конкретного человека»Любовь — самое прекрасное чувство на Земле, дарованное человеку свыше. Любовь — самое непонятное и загадочное явление в эмоциональной жизни людей. Именно любовь заставляет нас совершать необдуманные поступки: хорошие и наоборот. Счастливая любовь окрыляет человека, делает его способным воспарить над землей. Каждый из нас видел влюбленного человека, возможно, был на его месте: до чего счастливые ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие романа Герцена «Кто виноват?», проблематика повестей «Доктор Крупов» и «Сорока-воровка»Писатель работал над романом «Кто виноват» шесть лет. Первая часть произведения появилась в «Отечественных записках» в 1845-1846 годах, а обе части романа вышли отдельным изданием как приложение к «Современнику» в 1847 году. В своем романе Герцен затронул много важных вопросов: проблему семьи и брака, положение женщин в обществе, проблему воспитания, жизнь русской интеллигенции. Он решает ... Читать далее...
- Личность одного человека и общество в романах БальзакаСамые совершенные образцы у Бальзака — романы «Утраченые иллюзии» и «Крестьяне». В этих произведениях историком действительно становится само общество. В «Утраченных иллюзиях» впервые у писателя и тогдашней литературе возникло будто «самодвижение» общества: в романе начали самостоятельно жить, показывая свои нужды, свою сущность, разнообразнейшие социальные прослойки. Провинциальная буржуазия в лице братьев Куэнте и отца Сешара смогла ... Читать далее...
- Начало творческого пути Александра Ивановича ГерценаНесколько ужасных случаев произошло в их доме на глазах у Герцена. Они навсегда остались в его памяти. Случай первый — с поваром Льва Алексеевича Яковлева. Человек необычайно трудолюбивый и талантливый, он всем угодил хозяину — и тот даже исхлопотал, как великую милость, чтобы его допустили на царскую кухню. «Поучившись там,- вспоминал Герцен,- он определился в ... Читать далее...
- Трагедия одного человека в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»1. Интересное развлекательное путешествие, 2. Бесконечно заведенный порядок. 3. Духовная опустошенность героя. 4. Бессмысленные призывы природы. Общество — цивилизованная орда, состоящая из двух могущественных племен: надоедающих и скучающих. Дж. Байрон Практически у всех в жизни есть своя трагедия, но не многие готовы вынести ее на публику. При этом для каждого она своя личная: для кого-то ... Читать далее...
- Размышление Герцена в области типологии «героев времени»Герцен в общем «принял» тех новых людей, которых изобразил Чернышевский в «Что делать?». Он их видел и в Лондоне. «Русские молодые люди,- писал он,- приезжавшие после 1862, почти все были из «Что делать?» с прибавлением нескольких базаровских черт». Он знал, что этим «молодым штурманам будущей бури» принадлежит руководящая роль на новом этапе революционной борьбы, из ... Читать далее...
- Краткое содержание «Доктор Крупов» ГерценаГерцен Александр Иванович Произведение «Доктор Крупов» Яркое сатирическое произведение. Старый врач-материалист Крупов из многолетнего опыта своей лечебной практики, из общих наблюдений над жизнью людей делает заключение, что человечество больно безумием и его история — «автобиография сумасшедшего». По мысли Герцена, истоки «повального безумия» лежат в социальном строе, в общественном неравенстве людей. «Поврежденным» выглядит весь строй жизни, ... Читать далее...
- Лиризация поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанпая Лермонтовым в 1837 году и опубликованная 30 апреля 1838 года в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду», имеет уже большую и сложную историю изучения. Исследователи касались главным образом фольклорной основы «Песни…», ее сюжета и художественных особенностей. Было выяснено, что сюжет «Песни…» не восходит к ... Читать далее...
- Первые наброски знаменитой «Думы» одного из центральных произведений ЛермонтоваЛермонтов рано созрел политически. И это привело к раннему самосознанию и определению своего места в обществе. Уже в 13-14 лет он понял, какая бездна отделяет его от окружающих. Этому способствовало и время после поражения восстания декабристов. Никогда еще «песнь торжествующей свиньи» не звучала столь торжественно и столь победоносно. Тогда люди пробуждались очень рано и рано ... Читать далее...
- Краткое изложение первых литературных трудов Герцена12 мая 1833 года он закончил кандидатское сочинение «Аналитическое изложение солнечной системы Коперника», а «пусти менее месяца сдал выпускные экзамены, получил медаль и со степенью кандидата вышел из университета. 1 июля 1833 года совет Московского университета утвердил диплом об окончании Герценом образования. Однако сам Герцем тик не считал: его образование продолжалось по той «методе», которую ... Читать далее...
- Революция во Франции и книга Герцена «С того берега»Наступили июньские дни. «А торжественно начались они,- писал Герцен в книге «С того берега» . — Двадцать третьего числа, часа в четыре перед обедом, шел я берегом Сены… лавки запирались, колонны Национальной гвардии с зловещими лицами шли по разным направлениям, небо было покрыто тучами, шел дождик… сильная молния сверкнула из-за тучи, удары грома следовали друг ... Читать далее...
- Либерально-просветительская тенденция мировоззрения ГерценаЕще в конце 1830-х годов, вернувшись из ссылки и сблизившись с Белинским, Герцен раньше его понял, что «философия Гегеля алгебра революции», что она «не оставляет камня на камне от мира христианского, от мира преданий,, переживших себя». Герцен и Белинский в своих столкновениях и спорах вместе проходили тогда трудный и сложный путь преодоления объективного идеализма, дававшего ... Читать далее...
- Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»«Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич!» — звучит под сводами боярского дома пожелание благополучия. Голос гусляра звучит удивительно громко. И полилась протяжная песня, похожая на долгую дорогу гусляра от села к селу, от города к городу. Гусляров почитали на Руси, во многих народных песнях, былинах и балладах сам князь подносил чарку «меду пенного» и ... Читать далее...
- Сюжетная структура романа Достоевского «Записки из Мертвого дома»В «Записках из Мертвого дома» две части, но каждая из частей имеет общую логику развития сюжета, в основе которой лежит метафора «воскресения из мертвых». Первая часть начинается «Мертвым домом», рассказом об ужасе будничного унижения человека, герой проходит ад «рождественской» бани, пьяной гульбой оборачивается «праздник рождества Христова» после отъезда плац-майора, а действительное представление пробуждает человеческое в ... Читать далее...
- Роман «Історія одного міста» М. Е. Салтикова-Щедріна — історія Росії в дзеркалі сатири Історія одного міста Салтиков-Щедрін М. Е«Історія одного міста» — це, напевно, найвідоміший твір Михайла Євграфовича Салтикова-Щедріна. Тут сатира спрямована проти тих пороків російської державності, які існували протягом століть. Ще И. С. Тургенєв писав, що «Історія одного міста» — це, «по суті, сатирична історій російського суспільства». Тут місто Глупов — це Російська імперія в мініатюрі, а глуповские градоначальники пародіюють конкретних російських ... Читать далее...
- История создания основная тема идея и проблема по циклу воспоминаний Былое и думыНаходясь за границей, Герцен не оставлял литературы, но постепенно все большее место в его деятельности начинает занимать практическая работа в революционном движении. За рубежом был начат роман «Долг прежде всего» и на протяжении всех лет до смерти Герцен создавал художественные воспоминания «Былое и думы» — крупнейшее свое произведение. «Былое и думы» освещает события из жизни ... Читать далее...
- Идейные и стилевые различия в передовой литературе 1840-х годовРазвиваясь под воздействием литературных и в определенной мере социально-исторических взглядов Белинского, прогрессивная литература 1840-х годов не была, однако, едина по содержанию и форме. Жизнь отражалась в ней в свете разных идейных интересов и идеалов, и на этой основе возникали разные литературные течения, обладавшие различными особенностями литературного стиля. Из уже сложившейся традиции, представленной творчеством Пушкина, Грибоедова, ... Читать далее...
- М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца КалашниковаПочему «Песня про царя Ивана Васильевича…» обычно называют поэмой? Поэма — один из жанров лиро-эпического рода литературы, стихотворное сюжетное повествование. В основе лирического повествования Лермонтова — сюжет о конфликте купца Степана Парамоновича Калашникова и молодого опричника Ивана Грозного — Кирибеевича. Как вы объясните такое длинное и обстоятельное название этого произведения? В полном названии поэмы на ... Читать далее...
- Рассуждение о внутреннем мире человека по тексту Волковой В пригороде одного самого обычного города жила самая обычная семья: папа Витя, мама Вика, сын Митя и дочь НикаВнутреннему миру человека отведена роль духовного мира. Это его эмоции, мысли и представления, связанные с окружающей средой. Формирование внутреннего мира начинается с детских лет. Духовное развитие ребенка невозможно без игр и веры в чудеса. Подобное суждение подтверждается двумя примерами. В своем тексте Л. Волкова описывает детей с воображением, предпочитающих постоянно участвовать в играх. Благодаря этому ... Читать далее...
«Записки одного молодого человека» А. И. Герцена