«Земли родной минувшая судьба»

Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина, как поэта, так и прозаика. Им были созданы такие произведения, как «Песнь о вещем Олеге», «Бородинская годовщина», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «История Пугачевского бунта» и, конечно же, «Капитанская дочка». Все эти произведения описывают разные исторические события, разные исторические эпохи: начиная с полулегендарных событий, описанных в древнерусском памятнике «Повесть временных лет», заканчивая совсем еще свежими в памяти

поэта и его современников событиями Отечественной войны 1812 года.

Одно из первых исторических произведений — «Песнь о вещем Олеге» — написано в 1822 году. Это поэтическая авторская версия кончины великого русского князя, прославившегося своими удачными военными походами и победами над сильными врагами, в частности над Византией: «Твой щит на вратах Цареграда».

Тема торжества русского оружия, героизма русского народа, победителя и освободителя, ярко и сильно звучит в произведениях, посвященных Отечественной войне 1812 года. Как прекрасны строки седьмой главы «Евгения Онегина», воспевающие подвиг

Москвы:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

В строках стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» перед нами встают прославившиеся в боях «Перун кагульских берегов» Румянцев и «вождь полунощного флага» Орлов. Отечественной войне посвящено и стихотворение «Бородинская годовщина», написанное в 1831 году по поводу взятия предместья Варшавы.

Одно из центральных мест в творчестве Пушкина занимает образ Петра I. Пушкин видел в Петре I образцового правителя государства. Он пишет в поэме «Полтава»:

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Подобные мысли встречаются и в «Медном всаднике», где поэт говорит о славном правлении Петра, называя его «властелином судьбы», поднявшем «Россию на дыбы» и прорубившем «окно в Европу».

Неоконченное произведение «Арап Петра Великого» продолжает эту тему. Здесь поэт рассказывает нам о своем предке, прадеде Ибрагиме Ганнибале.

В драме «Борис Годунов» Пушкин обращается к иной эпохе, эпохе «смутного времени». Это был период тяжелейших испытании для России. Драма «Борис Годунов» в определенном смысле новаторское произведение, в котором народ показан движущей силой истории. Автор, предвосхищая Достоевского, развенчивает теорию, согласно которой цель оправдывает средства.

И царь Борис, и Раскольников совершают преступления, оправдывая их «благими намерениями», забывая, что злу нет оправдания.

«Капитанская дочка» — наиболее значительное историческое произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал автор. Повесть автор написал*, работая над документальной «Историей Пугачевского бунта». Но «Капитанская дочка» — это художественное произведение.

На разницу в данном случае указывала Марина Цветаева в эссе «Мой Пушкин», по-своему оригинально проведя границу между реализмом и романтизмом.

Пушкин-исследователь знает кровавую цену восстания со всеми ужасающими подробностями. Пушкин-поэт помнит о ней: Машу могла бы ожидать участь Елизаветы Харловой, а Гринева — сержанта Кармицкого. Эту поэтизацию, этот романтический ореол вокруг Пугачева, созданный Пушкиным, Марина Цветаева назвала словом «чара».

В повести «Капитанская дочка» Пушкин впервые разработал новый эпический жанр исторической повести.

Наш современник Давид Самойлов так написал об этом удивительном произведении:

Крестьянский бунт,

Начало русской прозы,

Не свифтов смех,

Не вертеровы слезы,

А заячий тулупчик Пугача,

Насильно снятый с барского плеча.

«Капитанская дочка» является началом русской исторической прозы. Без нее не было бы «Тараса Бульбы» Н. В. Гоголя, «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Петра I» А. Н. Толстого.




«Земли родной минувшая судьба»