Землю надо беречь
Писатели и публицисты, по-моему, первыми прорвали плотину благостности, которая стояла на пути решения экологических проблем в нашей стране. Говорить об экологии сейчас, в начале XXI века, — значит говорить не об изменении жизни, как прежде, а о ее спасении. Надо спасать реки, которые превращаются в сточные канавы с уродливыми утолщениями водохранилищ, спасать почвы от эрозии и разрушительных оврагов, спасать зеленые моря тайги, спасать сам воздух от все усиливающегося загрязнения. Сегодня линия борьбы за природу проходит, через любой лес
Но тревожная совесть не позволила Распутину смириться с «покорением Сибири» современными «конкистадорами», которые возводили на сибирской реке самую крупную в мире ГЭС, ставили на
Они привлекают внимание к важным экологическим проблемам, вызывая перемены в общественном сознании. Об огромном вреде природе, человеку, нанесенном «стройками века», кампанией против неперспективных деревень, которая пожаром пронеслась по всей стране, сегодня говорит художественная литература, в частности, повести «Прощание с Матерой» и «Пожар» В. Распутина. «Пожар» — своеобразное продолжение «Прощания с Матерой». Если Матеру уничтожает разлившееся море, то гибель Сосновки происходит от разложения изнутри, ее размывают нарушенные нравственные устои. Поселок Сосновка, где живут бывшие крестьяне шести затопленных деревень-горемык,- бивуачного типа. «Здесь живут, не пуская глубоко корни, не охорашиваясь и не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков». Крестьяне, лишенные корней, и временные рабочие леспромхоза усвоили психологию «архаровцев», людей, лишенных чувства хозяина земли, своего труда, а потому равнодушных ко всякому делу.
Люди безразличны к своим домам, к своему поселку, в котором видят временное пристанище, к тайге. Думая только о плане, бездушно и хищнически вырубают «каждый год многие сотни гектаров тайги, распахивая направо и налево огромные просторы, и техника такая, что никакого подростка после себя не оставит». Тот же самосвал растопчет и выдавит вокруг все подчистую. План обезлесил тайгу.
Тайга как лысая голова. Зачем рекорды и перевыполнение плана, думает главный герой повести, если после них остаются одни пустоши? Распутин показывает, что безжалостное отношение к среде обитания ведет к без духовности, к упадку нравственности.
Повесть «Пожар» пронизана тревогой по поводу утраты жителями Сосновки многих важных человеческих качеств, нравственных норм, которые формировались веками человеческого труда на земле. Опасная ущербность души человеческой с особой силой проявилась в обстоятельствах экстремальных, когда в Сосновке, на ее складах, занялся пожар. Тревога писателя не напрасна, ибо не ими ли, не этими ли утраченными нравственными законами, «не этой ли грудью единой спасались в старой деревне в войну и в лихие послевоенные годы»?
А теперь все переменилось. «Можно сказать, перевернулось с ног на голову, и то, что держалось еще всем миром, что было общим законом, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность и чуть ли не предательство»,- с болью размышляет бывший колхозник, а теперь шофер леспромхоза Иван Петрович. Об экологии природы, об экологии духа, о тяжких последствиях утраты нравственных устоев современным человеком пишет В. Распутин в повести «Пожар», в одном из самых тревожных произведений нашей литературы. Ощущением реальной опасности конца, катастрофичности мира пронизан роман Ч. Айтматова «Плаха». Разрушение мира природного оборачивается у Айтматова опасной деформацией человека, личности.
Причем происходит это повсюду; то, что совершается в Моюнкумской саванне, является проблемой глобального, а не местного значения. Такая проблема возникла на исходе XX века перед человеком повсюду: в Европе и Азии, в Америке и Африке. Разрушая природу, человек разрушает и себя, природу в самом себе.
Нарушение всех естественных связей человека и природы ведет к всеобщей катастрофе — вот лейтмотив произведения. Роман «Плаха» начинается темой волков, которая потом перерастает в тему гибели Моюнкумской саванны. Гибель постигает Моюнкумы по вине человека, который врывается сюда как хищник, преступник, палачески бессмысленно уничтожающий все живое, что есть в саванне: и сайгаков, и волков. «Моюнкумское светопреставление» — преступное браконьерство — возведено в ранг государственной политики, так как отстрел сайгаков ведется и для выполнения плана мясосдачи: «Требование момента — хоть из-под земли, но дать план; год, завершающий пятилетку, что скажем народу, где план, где мясо, где выполнение обязательств». И вот вертолеты гонят по саванне стада сайгаков туда, где их поджидают охотники, а вернее, расстрельщики. «На вездеходах-уазиках» расстрельщики погнали сайгаков дальше, расстреливая их на ходу из автоматов в упор, без прицела, косили, как будто сено на огороде. А за ними двинулись грузовые прицепы: бросали трофеи один за одним в кузова, и люди собирали дармовой урожай».
Сцена страшная, вызывающая такое же содрогание, как и фашистские палачества. После моюнкумской трагедии на уничтожение обречена и естественная среда обитания волков, что и предопределяет у Айтматова страшное завершение единоборства синеглазой волчицы Акбары с человеком. Убив волчицу, несчастный Бостон убивает и своего сына, и для него наступает конец света. Это не просто литературный ход. Это опять трагическая закономерность самой жизни, в которой сегодня, как никогда прежде, все взаимосвязано и неразрывно: разрушая и уничтожая природу, человечество лишает жизни будущие поколения, а это и его конец.
Роман Ч. Айтматова как крик, как отчаянный призыв, обращенный к каждому,- одуматься, осознать свою ответственность за все, что так предельно обострилось и сгустилось в мире. Землю надо спасать: угроза ядерной или экологической катастрофы ставит сегодня человечество у той роковой черты, за которой нет бытия. «Спасемся ли? Продлится ли жизнь в наших потомках?» — вот вопросы, звучащие в произведениях современных писателей. И набатным колоколом наша литература взывает к людям, к каждому: спасение мира и человеческих ценностей — через совесть, раскаяние, жертву, смелость каждого быть в поле воином
Землю надо беречь