Жанр баллады в творчестве Жуковского. Жуковский — новатор в области балладного жанра, создатель национальной баллады

В Западной Европе к началу XIX века жанр баллады был очень популярен. Баллады писали выдающиеся авторы: в Англии и Шотландии — Уильям Блейк, Роберт Бернс, Уильям Вордс­ворт, Вальтер Скотт, Сэмюэль Тэйлор Кольридж, Роберт Саути и Джордж Гордон Байрон; в Германии — Иоганн Готфрид Гердер, Готфрид Август Бюргер, Иоганн Вольфганг Гете, Фридрих Шил­лер, Людвиг Уланд. Во французской и испанской литературе это жанр был менее распространен.

Традиции литературной баллады сложились к тому времени: в основе баллады — острый сюжет, основанный часто

на мифо­логии, присутствуют фантастические мотивы, человек сталкивается с силами рока, нагнетается ощущение чего — то страшного, ужасного.

Баллады Жуковского отрицают безраздельную власть страха над человеком: поэт не желает доводить конфликт до трагическо­го предела, смягчая ситуацию. В характерах героев и героинь по­являются национальные черты.

Так, например, «русская баллада» Жуковского «Людмила» была написана и напечатана в 1808 году и имела примечание «Подражание Бюргеровой Леноре». Русская публика сразу по­чувствовала, что это не просто перевод, а действительно подра­жание. «Людмила»

имела огромный успех. В. Г. Белинский пи­сал: «Тогдашнее общество бессознательно почувствовало в этой балладе новый дух творчества — и общество не ошиблось».

Баллада «Светлана» уже не требовала подзаголовка «русская баллада»: после ее выхода в свет в 1813 году за Жуковским ут­вердилось звание лучшего русского Поэта-романтика, а за Алек­сандрой Андреевной Протасовой, в замужестве Воейковой, кото­рой была посвящена баллада, на всю жизнь закрепилось прозвище «Светлана».

Всего Жуковский перевел и написал около тридцати баллад. Из них мы в школе изучали балладу «Кубок» по балладе Фрид­риха Шиллера «Водолаз» и балладу «Перчатка» по одноименной балладе Шиллера.




Жанр баллады в творчестве Жуковского. Жуковский — новатор в области балладного жанра, создатель национальной баллады