Жанр и композиция «Мертвые души»

Жанр и композиция. По замыслу Гоголя, композиция поэмы «Мертвые души»; должна была состоять из трех томов, подобно «Бо­жественной поэме»; Данте, но был реализован лишь первый том, по словам автора — «крыльцо к дому»;. Это своеобразный «Ад»; россий­ской действительности. Во 2 томе, подобном «Чистилищу»;, должны были появиться новые положительные герои и на примере Чичи­кова предполагалось показать путь очищения и воскрешения чело­веческой души. Наконец в 3 томе — «Рае»; — должен был предстать прекрасный, идеальный

мир и подлинно одухотворенные герои.

Жанр своего произведения автор определил также по аналогии с «Божественной комедией»;: он назвал «Мертвые души»; поэмой. Оче­видно, что поэма Гоголя — не традиционная, это новое художествен­ное построение, не имевшее аналогов в мировой литературе. Неда­ром споры о жанре этого произведения, начавшиеся сразу после выхода «Мертвых душ»;, не утихают и до сих пор. Своеобразие жанра этого произведения заключается в сочетании эпического и лириче­ского начала, черт романа-путешествия и романа-обозрения. Кроме того, здесь обнаружива­ются черты жанра, который выделил

сам Гоголь в работе «Учебная книга словесности»; и назвал его «меньший род эпопеи»;. В отличие от романа, в таких произведениях ведется повествование не об отдель­ных героях, а о народе или его части, что вполне применимо к поэме «Мертвые души»;.

Ей присуща поистине эпическая широта охвата и величие замысла, выходящего далеко за пределы истории покупки неким мошенником ревизских мертвых душ. Но важнее другой сюжет, показывающий преобразование России и возрождение людей, живущих в ней. Он и стал бы, по замыслу Гоголя, объединяющим началом всех трех томов «Мертвых душ»;, делая поэму подлинной русской «Одиссеей»;, подобной великой эпо­пее древнегреческого поэта Гомера.

Вот только в центре ее оказал­ся не хитроумный гомеровский путешественник, а «подлец — приобретатель»;, как назвал Гоголь центрального героя своей поэмы Чичикова. Ему принадлежит и важная композиционная функция связующего героя, соединяющего все части сюжета и позволяющего легко вводить новые лица, события, картины, составляющие в це­лом широчайшую панораму жизни России. Композиция первого тома «Мертвых душ»;, подобного «Аду»;, ор­ганизована так, чтобы как можно полнее показать негативные сто­роны жизни всех составляющих современной автору России.

Пер­вая глава представляет собой общую экспозицию, затем следуют пять глав-портретов, в которых представлена помещи­чья Россия; в 7-10 главах дается собирательный образ чиновниче­ства, а последняя — одиннадцатая — глава посвящена Чичикову. Это внешне замкнутые, но внутренне связанные между собой зве­нья. Внешне они объединяются сюжетом покупки «мертвых душ»; . Внутренне единство создается размышле­ниями автора о современной ему России.

В композицию поэмы по­этому органично вписывается большое количество внесюжетных элементов, а также вставная «Повесть о капитане Копейкине»;.




Жанр и композиция «Мертвые души»