Жанр и композиция «Мертвые души»
Жанр и композиция. По замыслу Гоголя, композиция поэмы «Мертвые души»; должна была состоять из трех томов, подобно «Божественной поэме»; Данте, но был реализован лишь первый том, по словам автора — «крыльцо к дому»;. Это своеобразный «Ад»; российской действительности. Во 2 томе, подобном «Чистилищу»;, должны были появиться новые положительные герои и на примере Чичикова предполагалось показать путь очищения и воскрешения человеческой души. Наконец в 3 томе — «Рае»; — должен был предстать прекрасный, идеальный
Жанр своего произведения автор определил также по аналогии с «Божественной комедией»;: он назвал «Мертвые души»; поэмой. Очевидно, что поэма Гоголя — не традиционная, это новое художественное построение, не имевшее аналогов в мировой литературе. Недаром споры о жанре этого произведения, начавшиеся сразу после выхода «Мертвых душ»;, не утихают и до сих пор. Своеобразие жанра этого произведения заключается в сочетании эпического и лирического начала, черт романа-путешествия и романа-обозрения. Кроме того, здесь обнаруживаются черты жанра, который выделил
Ей присуща поистине эпическая широта охвата и величие замысла, выходящего далеко за пределы истории покупки неким мошенником ревизских мертвых душ. Но важнее другой сюжет, показывающий преобразование России и возрождение людей, живущих в ней. Он и стал бы, по замыслу Гоголя, объединяющим началом всех трех томов «Мертвых душ»;, делая поэму подлинной русской «Одиссеей»;, подобной великой эпопее древнегреческого поэта Гомера.
Вот только в центре ее оказался не хитроумный гомеровский путешественник, а «подлец — приобретатель»;, как назвал Гоголь центрального героя своей поэмы Чичикова. Ему принадлежит и важная композиционная функция связующего героя, соединяющего все части сюжета и позволяющего легко вводить новые лица, события, картины, составляющие в целом широчайшую панораму жизни России. Композиция первого тома «Мертвых душ»;, подобного «Аду»;, организована так, чтобы как можно полнее показать негативные стороны жизни всех составляющих современной автору России.
Первая глава представляет собой общую экспозицию, затем следуют пять глав-портретов, в которых представлена помещичья Россия; в 7-10 главах дается собирательный образ чиновничества, а последняя — одиннадцатая — глава посвящена Чичикову. Это внешне замкнутые, но внутренне связанные между собой звенья. Внешне они объединяются сюжетом покупки «мертвых душ»; . Внутренне единство создается размышлениями автора о современной ему России.
В композицию поэмы поэтому органично вписывается большое количество внесюжетных элементов, а также вставная «Повесть о капитане Копейкине»;.
Жанр и композиция «Мертвые души»