Жанр произведений и тайна индивидуальности» Лермонтове

«Тайна индивидуальности» Лермонтове! — в его произведениях. Несмотря на их многообразие, пестроту жанров, все они объединены личностью автора. Рано определились характерные для поэта мотивы и идеи, сохранявшие свое значение и на последующих этапах его творческого развития.

Б. М. Эйхенбаум, касаясь рукописного сборника 1829 года, где было переписано юным Лермонтовым несколько десятков его ранних стихотворений, писал; «Тематический состав этой школьной тетради до известной степени уже предрешает основные темы будущей зрелой лирики».

И не только лирики. В поэмах, драматургии, прозе Лермонтова развитие основных идей и движение стиля единое. Не составляет исключение и роман «Герой нашего времени», в котором осуществлен: синтез достижений не только прозы поэт, но и его лирики, драматургии.

В творчестве Лермонтова наблюдается непрерывный интенсивный процесс перехода, проникновений идей, образов из одного произведения в другое. Тема, намеченная в одной поэме, находит свое развитие в следующей. Место действия автор переносит из одной страны в другую.

Герои Лермонтова живут и действуют в разные эпохи, различной среде, но все они объединены

общностью натуры, родственными страстями. Географические границы с точки зрения нравственно-психологического содержания произведений Лермонтова имеют условное значение. Основной круг идей остается один и тот же, и он непосредственно или косвенно отражает как современную поэту русскую действительность, так и его личную судьбу. У романа «Герой нашего времени» тот же источник, из которого вышли романтические поэмы и лирические шедевры Лермонтова.

Этот источник — ярко самобытная, «глубокая творческая натура» поэта, «чуждая всяких побуждений, кроме вдохновения».

В условиях гражданской разобщенности поэт глубоко переживал трагедию одиночества. Мрачная, суровая оценка действительности николаевской России дана уже в его юношеской лирике. Рано познав обман, горечь разочарования в друзьях, в любви, познав «неверной жизни цену», поэт научился скрывать от окружающих свои мысли.

Он тосковал, мечтал о «родственной душе», о верном друге, который мог понять его «страдальческую тоску». Эту мечту лелеял Лермонтов всю свою жизнь, и ею овеяны стихотворения, написанные незадолго до его гибели. Чувство неудовлетворенности, поиска мира «чудесного», страстное желание другой жизни усиливают конфликт со средой.

Этот конфликт с годами приобретает все более трагические формы.

Для нарастающего критицизма Лермонтова, его скептического взгляда на жизнь весьма характерно стихотворение «Исповедь» . Поэт хочет верить и в добро, и в правду, но «опыт хладный» , реальность «противоречит каждый миг» этому, отравляя сознание ядом безверия.

Семейный раздор, ранняя смерть матери усугубили внутреннюю драму. Раннее развитие, тонкая психическая организация, болезненная впечатлительность, жажда самопознания и постижения окружающего мира предопределили круг чувств и дум поэта. С юных лет. у Лермонтова преобладает мрачное, скорбное восприятие действительности, которому он остался верен до конца своей недолгой жизни.

Дело, конечно, не в угрюмой натуре поэта, не в нарочитом сгущении темных сторон жизни. Ненависть поэта вызвана тем, что «земля» «гнездо разврата, безумства и печали»

Где человек всегда гоним и сир… Где носит все печать проклятья, Где полны ядом все объятья, Где счастья без обмана нет. Где жизнь — измен взаимных вечный ряд; Где радость и печаль — все призрак ложный!

Где нет ни истинного счастья, Ни долговечной красоты, Где преступленья лишь да казни, Где страсти мелкой только жить…

Вражда поэта к действительности служила питательной почвой для его романтизма. Суровая ее оценка, гневное обличение зла и порока, жажда нравственной чистоты, духовной красоты и совершенства не могли не привести поэта к «тайному пристрастию к другому миру», к поискам другой жизни. С юных лет наблюдается у Лермонтова стремление уйти от «шума света», мелочных «забот», от мрачных впечатлений, взглянуть на мир, возвышаясь над скучной и унылой повседневностью, чтобы в «божественных снах» преобразился реальный мир, чтоб он силой «мечты благородной» предстал перед ним «очищенным и обмытым».

Когда в «Маскараде» автор устами Арбенина обличает пороки «света», когда в «нравственной поэме» «Сашка» он пишет о «наружном блеске» городского веселья, о «трлпе глупцов» ж пустых девах, которые «чванятся нарядом», когда он в лирике противопоставляет себя бездушным, холодным людям, когда, наконец, гневный свой приговор поэт смело бросает в лицо убийцам Пушкина, — во всех этих случаях слова Лермонтова адресованы глубоко чуждой и враждебной ему конкретной среде — «светской черни». К ней, к людям пустым и самодовольным обращены слова поэта:

О, как мне хочется смутить веселость их, И дерзко броснть им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..

Лермонтов принадлежал к натурам активным, что придает и особую оисраску его романтизму. Ненависть к действительности сочеталась в нем с обостренным восприятием реальности, жаждой бытия. Как бы ни была страшна действительность, он никогда не отворачивался от нее, хотя она приносила ему только боль и страдание.

Поэт верил в свое «высокое назначение», в свои «силы необъятные», но не нашел путей для их применения. Это приводило к лихорадочному горению, к жажде деятельности.

Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал…

В. Г. Белинский, отмечая «огненную душу», «могучий дух», «исполинскую натуру» Мцыри, писал: «Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью. Это произведение субъективное».

От Мцыри незримые нити ведут к героям ранних поэм Лермонтова, к его драмам, лирике. На протяжении всего творческого пути поэт постоянно, настойчиво возвращается к своему излюбленному образу одинокого, гордого, «мятежного» героя. На разных этапах Лермонтов делает попытки разграничить авторскую личность и героев своих произведений, что удается ему с трудом. В этом отношении весьма характерна эволюция образа Демона.

В начальной стадии его возникновения Лермонтов отходит от традиционного образа сатаны, мрачной фигуры дьявола и рисует его облик в сочувственных тонах.




Жанр произведений и тайна индивидуальности» Лермонтове