Жанровая система реализма

В каждом литературном направлении составляется своя система жанров, которая является его внутренним свойством. Внутри этой системы устанавливается определенная иерархия жанров в зависимости от их роли в литературном процессе. Соответственно те жанры, которые занимают видные места, оказывают ощутимое влияние на другие жанры, на поэтику и стиль направления в целом.

Принципиальная новизна жанровой системы реализма заключается в том, что впервые в истории литературы ведущую роль в ней начали играть прозаические жанры — роман, повесть,

рассказ. Бесспорно, это было обусловлено теми глубинными сдвигами и изменениями, которые произошли вследствие стабилизации буржуазного устройства и той «прозаизации» жизни, о которой уже упоминалось.

Прозаические жанры, и прежде всего роман, оказались наиболее пригодными для художественного освоения новых реалий современности и их адекватного отображения. Затем роман раскрывает заложенные в нем возможности и возникает, как универсальный жанр относительно охвата разных сфер жизни, в частности тех, что традиционно считались «неэстетичными» или «непоэтическими», и их «переплавка» в высокие

достижения искусства.

Роман — большой эпический жанр, который приобрел значительное распространение в литературе ХІХ ст. . Роман воссоздает жизнь во всей ее полноте и разнообразии. В основу романа чаще всего положены изображение судьбы героя на протяжении продолжительного времени, иногда — даже нескольких поколений. События, связанные с судьбой персонажей, по обыкновению разворачиваются на широком историческом и общественном фоне.

Характер человека в романе воспроизводится в его связи с социально-исторической средой.

Жанр романа позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни, показать проблемы общечеловеческого значения, уделить внимание процессу формирования и эволюции личности. В реалистической литературе появилось много ответвлений романного жанра, которые нередко называют жанрами, хотя точнее было бы определить их как жанровые разновидности романа. Так, социально-бытовой роман имеет целью исследования процессы социальной жизни, повседневную действительности, обычаи и представления, характерные для общества в определенную эпоху.

В центре внимания психологического романа находится внутренний мир личности в его обусловленности конкретными историко-общественными факторами.

В рамках социально-психологического романа происходит объединение и взаимодействие тенденций, присущих социально-бытовому и психологическому. В некоторых реалистических произведениях к этим аспектам добавляется широкая философская проблематика, которая дает основания определять их как философские романы. Впрочем, несмотря на мощное развитие реализма в середине XIX ст., он не был всеохватывающим художественным направлением.

Это касается не только некоторых видов искусств, а и литературы, определенных ее родов и жанров.

Реализм масштабно показался в эпических прозаических жанрах, но этого отнюдь нельзя сказать о лирике и отчасти о драматургии. Чем же объясняется слабое развитие лирической поэзии в реалистической литературе? Отвечая на этот вопрос, нужно принять во внимание, во-первых, внелитературные факторы, в частности «прозаичный» характер действительности буржуазной эпохи, которая создавала духовную и эмоциональную атмосферу, неблагоприятную для расцвета лирической поэзии. Во-вторых, внутренние факторы — в частности специфику реализма как художественной системы, ориентированной на внешний, прежде всего социальный мир, его исследование и аналитическое отображение.

Это не означает, что личность, субъективный мир не интересовали реалистов, — речь идет о преобладающей направленности на объективно существующее, развертывание произведения в объективном временном пространстве, в который включается личность и ее внутренний мир.

Тем временем, романтизм является искусством, ось которого смещена в область субъективности, духовной и душевной жизни личности. Конечно, эта жизнь не прекращалась и в эпоху буржуазной прозы, однако художественно воплощалось преимущественно в лирической поэзии романтического типа или же в близких к ней формах.




Жанровая система реализма