«Женщина священна; женщина, которую любишь, — священна вдвойне» А. Дюма

1. Биографические сведения. 2. Первые литературные опыты. 3. Любовь в жизни и творчестве Блока. 4. Последние годы жизни. А. А. Блок родился в 1880 году в семье профессора Варшавского университета.

Он воспитывался и рос в доме деда — известного русского ботаника А. Н. Бекетова. В большом благоустроенном петербургском доме царили стародавние культурные традиции. Дед Блока не только любил русскую классическую литературу, но и имел личные знакомства со многими литераторами своего времени.

У него в гостях бывал, например Н. В. Гоголь, а с А. П. Чеховым

Бекетов активно вел дружескую переписку. Безусловно, подобные условия благоприятно сказывались на всех представителях большой семьи: многие из них являлись замечательными переводчиками, сами неплохо писали в стихах и прозе. Поэтому нет ничего удивительного, что будущий поэт довольно рано стал делать свои первые шаги на поэтическом поприще. В шестнадцать лет Блок заявил о себе, как о вполне серьезном поэте.

Первые произведения поэта появились в печати в 1903 году. Через год вышел и его первый сборник «Стихи о Прекрасной Даме». Но заговорили в литературных кругах об Александре Александровиче только после

выхода в свет его второго сборника стихов «Нечаянная радость», куда вошли его стихотворения 1904-1906 годов.

Если вначале Блок склоняется скорее к религиозно-мистическому восприятию действительности, то постепенно он приходит к выводу, что эта концепция сильно ограничивает его возможности. Переоценка ценностей сразу же отразилась и на стихах — появились такие циклы, как «Страшный мир», «Итальянские стихи»», «Пляски смерти», «Ямбы». В произведениях Блока зазвучали нотки одиночества и отверженности от окружающего мира: Как тяжело ходить среди людей И притворяться непогибшим, И об игре трагической страстей Повествовать еще не жившим. Тем не менее многие стихи поэта содержали в себе веру в торжество жизни, оптимистическое начало, а главное воспевание любви и женщин, которые во всех своих ипостасях все равно оставались для поэта прекрасными. Свою первую и, возможно, самую сильную влюбленность Блок пережил в 1897 году, когда был с матерью на отдыхе в немецком курортном городке Бад Наугайме.

Это всепоглощающее чувство не могло не отразиться на всем его дальнейшем творчестве. Даже много лет спустя, приехав в Бад Наугайме, Блок по-новому пережил старую любовь и посвятил своему первому любовному опыту цикл стихов «Через двенадцать лет». Все, что память сберечь мне старается, Пропадает в безумных годах, Но горящим зигзагом взвивается Эта повесть в ночных небесах. Поэт с трепетным волнением вспоминал свое юношеское увлечение: Когда мучительно восстали Передо мной дела и дни, И сном глубоким от печали Забылся я в лесной тени…

Всю жизнь Блок с благодарностью относился к девушке, сумевшей пробудить в нем это волшебное первое чувство. Возлюбленная девушка навсегда осталась в воспоминаниях поэта чем-то неуловимо прекрасным и притягательным. Именно она приходила к нему в редкие моменты в воспоминаниях, озаряя их неясным, но теплым светом: Синеокая, бог тебя создал такой.

Гений первой любви надо мной. Даже через много лет поэт осознавал ценность тех далеких драгоценных воспоминаний: Жизнь давно сожжена и рассказана, Только первая снится любовь, Как бесценный ларец перевязана Накрест лентою алой, как кровь. Несколько позднее Блок серьезно увлекается Л. Д. Менделеевой.

Его любовь нашла отзвук в сердце красавицы, и она стала его женой. Новое глубокое чувство вдохновило поэта на создание еще более прекрасных стихов о любви. Известно, что большое влияние на творчество Блока оказали сочинения В. С. Соловьева, в частности его статьи о «Вечной женственности». Поэту удалось воссоединить размышления философа со своими вполне реальными переживаниями.

Именно поэтому, образ Прекрасной Дамы оказался наделен некоей двойственностью. С одной стороны, он включает в себя определенный божественный смысл, а с другой — этот мифологический образ обладает вполне «земными» чертами его возлюбленной: Ей было пятнадцать лет. Но по стуку Сердца — невестой быть мне могла.

Когда я, смеясь, предложил ей руку, Она засмеялась и ушла… Возлюбленную Блок воспринимает прежде всего как таинственную незнакомку: Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садиться у окна. Для поэта женщина всегда остается неразгаданной тайной. Только она может неожиданно появиться из неоткуда и также внезапно исчезнуть, оставляя после себя еле уловимый аромат духов. Прекрасная незнакомка всегда вызывает у Блока неясное томление по другой, более насыщенной, интересной жизни.

Эта независимая женщина горда, строга и одновременно одиноко печальна. Прекрасная Дама не может простить слабости и малодушия своему мужчине: Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Непременными атрибутами любви для поэта становятся печаль и даже страдания: Я помню длительные муки: Ночь догорала за окном; Ее заломленные руки Чуть брезжили в луче дневном.

Часто он мучается от неразделенной любви, он невозможности быть рядов со своей возлюбленной. Те не менее поэт уверен в том, что это замечательное возрождающее человека чувство всегда должно жить в человеке, побуждая его на безумные, но красивые поступки: Так как — только влюбленный Имеет право на звание человека. Блок с большой долей снисхождения относится к своей возлюбленной.

Для него все, что бы женщина ни сделала, божественно. Даже досада моментально проходит, стоит Прекрасной Даме обратить на него внимание: Я рассердился больше всего на то, Что целовались не мы, а голуби… Блок не способен серьезно обижаться или сердиться на ту, которая «наполнила комнату ароматом воздуха и духов», и которая предпочитает следить за большим пестрым котом, подстерегающим целующихся голубей, а не читать «Макбета».

Ведь даже обычная болтовня возлюбленной вызывает у любящего сердца только умиление. В любом своем проявлении она прекрасна и неповторима. Александр Александрович, являясь галантным и обходительным кавалером, возносит свою Прекрасную Даму на неведомые высоты. Она представляется ему одновременно и недосягаемой богиней с «надменным взором», и заманивающей в свои сети колдуньей:

И вновь, сверкнув из чаши винной,

Ты поселила в сердце страх Своей улыбкою невинной В тяжелозмейных волосах. В своих стихах Блок часто воспевает красоту женщины, достойную обожания, и немого восхищения, не требуя за это ответного чувства или какой-нибудь награды. Он как истинный ценитель женской красоты согласен довольствоваться и малым: Счастья не требую.

Ласки не надо… Лишь, как художник, смотрю за ограду, Где ты срываешь цветы, — люблю! В 1921 году состоялись последние публичные выступления поэта со своими стихами и лекциями о А. С. Пушкине. Однако никто еще не догадывался, что поэта скоро не станет. В мае Блок впервые почувствовал недомогание, а в августе его уже ни стало.

Внезапная смерть поразила друзей и знакомых поэта. Вместе с тем она в какой-то мере была предопределена. К. А. Федин писал: «Блок умер молодым, но странно — ощутилось, что с Блоком отошла прежняя, старая эпоха, та, которая, дожив до революции, сделала шаг в ее владения, как бы


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


«Женщина священна; женщина, которую любишь, — священна вдвойне» А. Дюма