Женские образы и средства их воплощения в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
В романе «Тихий Дон» Шолохов создает яркие женские образы. Это и Ильинична, и Аксинья, и Наталья, и Дарья, и Дуняшка. Писатель показывает, что это настоящие казачки, воплотившие в себе лучшие черты, качества нации.
Трагическая судьба этих героинь становится обвинением страшному, непостижимому времени начала 20 века.
Аксинья Астахова — один из главных женских образов романа. Можно сказать, что ее несчастья были предрешены уже с юных лет: «В шестнадцать лет она была изнасилована своим пятидесятилетним отцом.
Мать с братом забили
После первой же ночи стал тот избивать свою молодую жену, не поверив в ее непорочность, бил нещадно года полтора, до рождения ребенка, который умер, не прожив и года. И все началось заново: Степан пил, не ночевал дома, бил Аксинью».
До двадцати лет героиня натерпелась немало горя и унижений. Но, как оказалось, это было
И ей ничего не оставалось, как излить нерастраченную любовь на другого — на Григория Мелехова.
Героиня буквально с головой окунулась в любовные чувства, со всей своей природной открытостью, прямотой, честностью. И счастье, и любовь не могла она прятать от окружающих: «не лазоревым алым светом, а собачьей бесилой, дурнорьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь. С лугового покоса переродилась Аксинья».
Вся ее дальнейшая жизнь — это путь верности и преданности любимому человеку. Даже погибает Аксинья рядом с Григорием, ради него, из-за него…
Наталья Коршунова — жена Григория Мелехова. Она пришлась по сердцу семье героя, но не ему самому. Автор любуется молодостью Натальи, ее нравственной силой, гармонией в ней внешнего и внутреннего. Трагедия жизни этой героини заключается в том, что ее не любит Григорий, и он сам признается Наталье в этом.
Брошенная Григорием, она возвращается к отцу, но и в своем доме, где была когда-то весела и счастлива, не находит покоя. Наталья идет назад, к Пантелею Прокофьевичу и Ильиничне, где будет дожидаться своего мужа. На какое-то время Григорий вернется к ней, потому что знает, что Наталья — хранительница его дома, мать его детей.
Наталья беззаветно любит Григория и твердо знает, что так, как любит она, не любит никто. Неразделенная любовь к мужу и горькая обида на него толкает героиню на страшное. Сначала она проклинает отца своих детей, а затем избавляется от ожидаемого ребенка.
В результате Наталья умирает от потери крови.
Невиданной мощью материнского чувства и женской мудрости награждает Шолохов Ильиничну. Эта женщина знает жизнь и порядок в ней. Она принимает сноху Наталью обратно в дом и советует молодой жене ждать мужа. Ильинична не меньше Натальи ждет появления ее детей, потому что знает, что детская любовь способна соединить родителей.
В итоге так и происходит: после смерти Натальи Григорий понимает то, что издавна было известно его матери. Как свидетельство редкостного умения Ильиничны поддерживать мир в семье, являются ее отношения с Пантелеем Прокофьевичем. Только она умела укрощать припадки его ярости, терпела его измены и рукоприкладство.
Ильинична мужественно перенесла смерть своего старшего сына, обеих снох, мужа. Никогда она не роптала на Бога, потому что была казацкой дочерью, казацкой женой и казацкой матерью. Свою судьбу эта героиня приняла как данность этого мира: «А я верю!
Не может быть, чтобы лишилась я последнего сына». Писатель восхищается этой старой мужественной женщиной, которая, с трудом добравшись до гумна, всматривается в сумерки степи и негромко зовет своего младшенького, зная, что он обязательно услышит.
Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон» олицетворяют собой Россию — прекрасную, но обреченную на страдания.
В романе много второстепенных образов казачек: юных и пожилых, наивных и умудренных житейским опытом. Все они красивы, все они стремятся к любви и сохранению собственной семьи и очага. По мнению Шолохова, женщины — это хранительницы самобытной культуры казачества, хранительницы народной нравственности и животворящей силы Вселенной.
Образы своих героинь писатель раскрывает многими художественными средствами. Ведущий среди них — прием психологического параллелизма, когда внутренней состояние человека сравнивается с состоянием природы. Тем самым не только лучше раскрывается душевный мир геро��в, но и подчеркивается их неразделимая связь с родной землей, казачьими традициями.
Среди других приемов можно выделить психологический портрет, художественная деталь.
Женские образы и средства их воплощения в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»