Женские образы в произведениях И. С. Тургенева «Отцы и дети» и И. А. Гончарова «Обломов»

И. С Тургенев и И. А. Гончаров стремились показать в своих романах разные образы русских женщин своего времени. В романе «Отцы и дети» Тургенев представил три ос­новных женских образа: образ Анны Серге­евны Одинцовой, образ Катерины Сергеевны Локтевой и образ Фенечки. У Тургенева Анна Сергеевна и Катерина Сергеевна — противо­положные натуры. Анна Сергеевна кокетли­ва, очень опытна в отношениях с мужчинами, разговорчива. А Катерина Сергеевна робка, молчалива, «беспрестанно краснеет и быст­ро переводит дух».

Она больше любит

читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать.

Даже внешний облик героинь — сама про­тивоположность, непохожесть. Анна Серге­евна очень красива, стройна, у нее достой­ная осанка. «Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво па­дали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва замет­ною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».

Нельзя сказать, что Катя была красавицей, но «она очень много улыбалась,

застенчиво и откровенно, и гля­дела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с бе­ловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи…»

Анна Сергеевна никого не любила. И хотя Базаров нравился ей своей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть своему чувству. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в нее вопреки своим убеждениям, видела, как он избегает ее, по­нимала, что признание в любви неизбежно, и ждала его, довольная собой.

А для Базаро­ва, наверное, существовала не любовь, а только страсть и роскошное тело Анны Сергеевны.

Хотя Аркадий сначала был влюблен в Анну Сергеевну, потрясенный ее красотой, но он выбрал Катю. Я думаю, что это случилось по­тому, что Катерина более близка к природе, естественна, добра, нежна, проста. С ней легко и приятно общаться.

А Анна Сергеевна ведет себя гордо, даже высокомерно и за­ставляет всех, общающихся с ней, чувство­вать себя не очень уютно.

В своем романе Тургенев также рисует об­раз Фенечки. Она была «беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухленькими губками и нежными ручками». Фенечка могла дать Николаю Пет­ровичу любовь, доброту, заботу, уважение, которых он, несомненно, заслуживал, буду­чи человеком добрым и порядочным. В свою очередь Николай Петрович дал Фенечке на­дежную защиту, уважение, любовь. В романе И. А. Гончарова «Обломов» по­казаны только два основных женских обра­за, тоже противоположных друг другу.

Это образ Ольги Ильинской и образ Агафьи Пшеницыной. Их внешность так же противо­положна, как и облики Анны Сергеевны и Ка­терины Сергеевны в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Ольга Сергеевна «не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня…

Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, ве­личине головы — овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с пле­чами, плечи — с станом».

Агафья Пшеницына «была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Гла­за серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступивши­ми наружу крупными узлами синих жил.

Пла­тье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию».

Ольга Ильинская пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным, подобно Штольцу. Но душа Обломова не стремилась к той жизни, которую ему предлагала Ольга. И Ольга поняла это: «Я узнала недавно толь­ко, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним.

Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!» Поэтому она оста­вила Обломова и нашла свое счастье в Штольце. Обломов тоже обрел свое тихое, спокойное счастье в Агафье Пшеницыной.

Только она способна дать ему спокойствие, любовь, понимание. Агафья Пшеницына уважает в Обломове ленивого, изнеженного барина, от чего в свое время пытались изба­виться Ольга и Штольц.

У Агафьи Пшеницыной, Фенечки, Катерины Сергеевны много общего. Они не стремятся к любви, как к сверхцели, не добиваются ее любыми способами, а ждут, когда она придет сама. Когда к ним наконец-то приходит лю­бовь, они выходят замуж и становятся пре­красными женами и матерями.

Ольга Ильинская стремится к любви, ищет ее. Сначала она ошибается в своем выборе, но все же находит человека, который подхо­дит ей. И. А. Гончаров и И. С. Тургенев очень удачно показывают нам разные женские об­разы, разные характеры.

И хотя у каждой женщины своя жизнь, свои переживания, их объединяет любовь и желание быть счаст­ливыми.




Женские образы в произведениях И. С. Тургенева «Отцы и дети» и И. А. Гончарова «Обломов»