Женские образы в прозе И. С. Тургенева
Шестидесятые годы XIX века — пора торжествующего нигилизма и ожидания революции, — ставшие временем Базаровых, странным образом переиначили судьбу И. С. Тургенева. Сначала роман «Накануне», потом «Отцы и дети», обращенные к молодому поколению разночинцев-демократов, стали для писателя вершиной его художественного творчества и одновременно вызвали в критике настоящую бурю.
Роман, в котором была показана современность, роман, в котором Тургенев попытался изобразить «героя нашего времени», вызвал возмущенные вопли той
Время, конечно, расставило все по своим местам, но тогда ему пришлось несладко Хотя, казалось бы, ничего особо резкого и негативного о нигилистах Тургенев не сказал. Он, как обычно, хотел всего лишь быть справедливым и наблюдательным, хотел показать, что в России есть не только «мертвые души» и «лишние люди», но и живые силы, пусть даже не всегда
Пафос «Накануне», начну все же с этого романа, — в изображении духовного пробуждения России, в стремлении к свободе, свободе во всем: в общественной деятельности, в чувствах, в личной жизни. И это воплощено прежде всего в образе замечательной русской девушки Елены Стаховой, образ которой свидетельствовал о росте общественного самосознания у молодых женщин того времени.
Впервые в русской литературе Тургенев показал, как передовая русская женщина становится самостоятельным борцом. В ней, писал Добролюбов, сказалась «потребность новой жизни, новых людей»> которая охватила тогда все русское общество. И когда сердце Елены выбирает разночинца-демократа Инсарова, целеустремленного, с сильным характером, вопрос, какие люди нужны России, как бы отпадает сам собой.
Вслед за «Накануне» Тургенев пишет роман «Отцы и дети», где в центре тот же конфликт, что и в «Горе от ума»: спор «века нынешнего» и «века минувшего». И вновь со стороны общества и критиков звучат слова о том, что центральный образ нигилиста Базарова — клевета на «детей». Только Писарев дал положительную оценку тургеневскому герою, отметив, что в нем многое чутко и исторически верно подмечено автором. Это и понятно, так как Тургенев изобразил взгляды и духовный облик не всей молодежи 60-х годов, а именно той ее части, которая тяготела к Писареву.
Это касалось и увлечения естествознанием, и философских интересов, и отношения к культуре и искусству, и даже пренебрежения Пушкиным.
В меру своего понимания писатель запечатлел образ молодого разночинца-демократа с его непримиримой враждой и отрицанием старого мира. Именно вокруг него выстраиваются все действие и персонажи романа, среди которых столь разные типы женщин, как Анна Сергеевна Одинцова и «эмансипе» Кукшина.
Дело в том, что идейные споры, какими полон роман, стремление героев повлиять на людей, найти единомышленников, не отменяют любовных отношений между персонажами. Любовная тема распространяется и на самого Базарова. Любовь становится неким испытанием него, проверкой на прочность.
И оказалось, что для него, человека, не склонного к отвлеченным размышлениям, доверяющего только опыту и своим ощущениям, любовь к Одинцовой оказалась непреодолимым препятствием.
Любовь, как и в любых других романах, — естественный фон для идеологической и психологической характеристики героев. Николай Петрович романтически влюблен в юную Фенечку, живущую у него на правах невенчанной жены, явно неравнодушен к ней и Павел Петрович. Аркадий тайно мечтает о любви, восхищается Анной Сергеевной, но находит свое счастье с Катенькой Одинцовой, мечтая о грядущей семейной жизни.
Умная, рассудительная и практичная вдова Анна Сергеевна Одинцова, так же как и Базаров, проходит свое «испытание любовью», быстро завершает свой «роман» с нигилистом, не испытав сильного душевного потрясения, какое испытал Базаров.
Любовь-трагедия Базарова становится сильным аргументом в его спорах о жизни. По мысли Тургенева, конфликт с вечными ценностями, безоговорочное их отрицание обязательно приводят даже самого последовательного нигилиста к конфликту с самим собой, к утрате смысла жизни. Что и случается с Базаровым, повествование о котором завершается его смертью.
Базаров, казалось бы, груб в суждениях о женщине, но стоит присмотреться, когда, в беседе с кем он их произносит. Легко заметить: в беседах с Одинцовой — единственным человеком, которого он уважает и с которым охотно и много говорит, — Базаров не высказывает резких суждений. А вот Кукшиной, издеваясь над ней и желая задеть, оскорбить ее своими неожиданными выпадами, он может сказать: «Плетка дело доброе». Тут в поведении Базарова проявляется желание поддразнить противника, шокировать его. Почему?
Наверное, по той же причине, по какой Писарев писал, что между Кукшиной и эмансипацией женщины нет ничего общего, так, одна драпировка. Кукшина по сути своей ряженая, карикатура на людей типа Базарова, и он это сам видит.
Анна Сергеевна Одинцова очень красива, стройна, кокетлива. «Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».
Встречаясь с Одинцовой, Базаров видел, что может говорить с ней как равный с равной, отмечал в ней гибкий ум и твердый характер, чувствовал в ней силу, какую знал за собой. Анна Сергеевна отлично понимала, что Базаров влюбился в нее вопреки своим убеждениям, видела, как он избегает ее, сознавала, что признание в любви неизбежно, и спокойно ждала его, довольная собой. Она ведет себя довольно высокомерно, заставляя всех, с кем общается, чувствовать себя не очень уютно. Может быть, еще и потому, что не любит Базарова.
Тот лишь нравится ей непохожестью на других. В ее адрес верно заметит Писарев: «Умные женщины у нас обыкновенно бывают осторожны и расчетливы». Она понимает, что необузданная воля Базарова вряд ли сделает его примерным мужем и отцом, а потому у их отношений нет будущего.
В романе присутствует еще сестра Анны Сергеевны — Катерина. Эта героиня, какой ее рисует писатель, совсем не похожа на сестру: ее нельзя назвать красавицей, она робка, молчалива, застенчива, «беспрестанно краснеет», предпочитает книги балам. «Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи…» Аркадий сначала тоже влюблен в Анну Сергеевну, скорее даже не в нее, а в ее красоту, но потом остановил свой выбор на Катерине, ведь она добрее, нежнее, проще.
Еще один женский образ в романе — образ Фенечки. «Беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками», Фенечка дарит Николаю Петровичу любовь, доброту, заботу, уважение, и Николай Петрович отвечает ей тем же.
Такие разные характеры, непохожие друг на друга героини романа Тургенева «Отцы и дети» схожи в одном: они нужны автору, как и смерть самого Базарова, чтобы подчеркнуть, выделить, дорисовать характер своего центрального героя и героев, так или иначе ему противостоящих: Николая Петровича и Аркадия. Это подметил еще Писарев, и я с ним в этом согласна.
Женские образы в прозе И. С. Тургенева