Женские образы в романе «Тихий Дон»

План

Противоречивость образа Аксиньи Олицетворение любви и преданности в образе Натальи Бунтарский дух казачества в образе Дарьи Сложность образа Евдокии Мелеховой Воплощение святости и хранительницы домашнего очага в образе Ильиничны

Главная идея романа-эпопеи Михаила Шолохова — оставаться людьми в нечеловеческих условиях. Утверждение простых, но в то же время главных человеческих ценностей, которые заключаются в труде, воспитании детей, любви к ближнему и своей земле, автору мастерски удалось осуществить во многом благодаря

созданию несравненно жизненных и ярких образов. Воплощением дома, родной земли, семьи, любви и верности являются женские образы в романе » Тихий Дон » Шолохова.

Противоречивость образа Аксиньи

Популярность и бессмертность романа «Тихий Дон» во многом вызвана его жизненностью. Эта черта касается создания образов. Нет в романе положительных или отрицательных героев. Они изображены простыми людьми, которые способны на чувства, эмоции, правильные поступки и ошибки. Самый яркий женский образ, на основе которого построена любовная сюжетная линия романа, — это Аксинья Астахова.

Противоречивость

ее образа заключается в том, что для общественности она была падшей и бессовестной женщиной, а для Григория — любящей и преданной, готовой на любую жертву ради него.

Ее выдали замуж совсем молодой. Однако брак с казаком Степаном не смог подарить ей ни любви, ни детей. Отличительными чертами персонажа Аксиньи является ее невероятная красота и неистовый смелый характер.

Она была горда, упряма, но во всем до конца честна, даже в своей грешной любви.

Она полюбила соседского парубка Григория всем сердцем и душой навсегда. Ни людская молва, ни побои и угрозы мужа, ни периодические возвращения Григория в семью не смогли уничтожить это чувство. Ей не суждено было уберечь собственное дитя от смерти, но ее сердце было настолько широко, что после смерти Натальи она стала настоящей мамой для детей Григория.

Несмотря на ее ошибки и несвойственные для традиционного образа русской женщины неповиновение мужу и связь на стороне, в образе Аксиньи автором утверждается сила истинной любви, которой не страшны никакие социально-исторические события. Ради своей любви она неоднократно бросала дом и шла вслед за Григорием под чужую крышу и даже в отступление. Она была готова на любые жертвы только бы быть рядом.

Ее молитвы были услышаны, и она упокоилась на руках любимого.

Олицетворение любви и преданности в образе Натальи

Образ Натальи Коршуновой в романе противопоставляется персонажу Аксиньи. Их многое объединяет — они обе любят Григория и хотят быть с ним вопреки сопернице. Полная отдача чувству, верность и преданность любимому человеку, несмотря на его измены, характеризует этих двух женщин. Однако читатель невольно больше сочувствует Наталье.

Так как ее образ несколько положительнее. Она законная жена Григория. Хотя выходя замуж, она знала, что он не любит ее, все же решилась на брак, лишь бы быть рядом с любимым человеком.

Наталья — это воплощение преданной и верной жены и матери в романе. Она надеялась, что подарив Григорию любовь, заботу и детей, сумеет вытеснить Аксинью из его сердца. Однако она не смогла.

Именно поэтому читатель и жалеет ее. Несмотря на сходство ситуации, в которой оказались девушки, Аксинья — борец, а Наталья лишь верно и смиренно ждала своего счастья. Всех героев романа отличает жизненность и реалистичность. Не идеальна и Наталья.

Расстроившись из-за очередной измены Григория, кроткая жена и мать двоих детей пошла на аборт, стоивший ей жизни.

Бунтарский дух казачества в образе Дарьи

Проблема отчаявшейся и потерявшей себя женщины из-за жесткости Гражданской войны отражена в образе Дарьи. Старшая сноха Мелеховых — всегда веселая и озорная, часом даже резкая. Ее казачий дух неподчинения никаким правилам сразу заметен читателю по ее стилю общения с другими членами семьи. Она любила красиво одеться, выпить, погулять.

Домашняя работа или желание завести детей ее не интересовали.

После смерти мужа она словно обезумела без мужского внимания. Она готова была отдаться каждому встречному. Но на хуторе мужиков почти не осталось из-за войны, и она предлагает себя даже свекру.

Ее шальная потребность в физической близости закончилась трагически, она заразилась неизлечимым тогда сифилисом. Узнав о болезни, Дарья по-другому стала смотреть на близких и на жизнь: «Мне бы теперь сызнова жизню начать — может, и я бы другой стала?». Однако понимая близкую и постыдную смерть, она тихо и с достоинством ушла из жизни, утопив свой позор в реке.

Сложность образа Евдокии Мелеховой

Все женские образы в «Тихом Доне» объединяет общая черта — ради любви они способны на все. Не исключением стала и Дуня Мелихова. Ее сердце было занято Михаилом Кошевым, бывшим некогда близким другом их семьи, но во время революции и гражданской войны принявшим большевицкую сторону. От его руки умирает старший брат Петро, а Григорий вынужден прятаться и скрываться от Михаила.

Но, несмотря на все эти факты, а также на запрет матери и жестокость Михаила, Дуня не способна заглушить свои чувства. Так, виновник множества трагедий семьи Мелиховых Михаил Кошевой стал хозяином их дома и законным мужем Дуни, потому что любовь истинной казачки сильнее все остальных чувств, она случается лишь раз и остается навсегда.

Воплощение святости и хранительницы домашнего очага в образе Ильиничны

Мать Григория, Петра и Дуни — один из самых глубоких образов романа. На первый взгляд, ее роль в развитии сюжета невесома, однако именно в этом персонаже Михаил Шолохов закладывает весь глубокий смысл понятия «мать». Ее роль заключалась не только в том, чтобы быть хранительницей домашнего очага, но сохранять покой, мир, гармонию в семье.

Ильинична решает не только бытовые, но и моральные проблемы, стараясь спасти каждого от греха и ошибки. Узнав о боевых «заслугах» Григория, она нежно попрекает его: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил… У тебя же ить вон, гля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались».

Она считает, что несет ответственность за поступки и мысли своих близких: боль Натальи, ошибки Григория, досаду Пантелея, постыдное поведение Дарьи, неопытность и наивность Дуни. Таким образом, Ильинична выступает совестью, хранительницей чистоты души каждого члена ее большой семьи, и это она читает своим святым долгом.

Смелые и гордые, честные и отчаянные в борьбе за свою любовь, семью и счастье пусть даже ценой собственной жизни — именно такими изображены образы женщин в романе.




Женские образы в романе «Тихий Дон»