Женские образы в русской классической литературе
Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной другой национальной литературе мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой.
Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего
Достаточно вспомнить полный красоты и лиризма пленительный образ древнерусской женщины Ярославны. Она — воплощение любви и верности. Ее печаль в разлуке»с Игорем совмещается с гражданской скорбью: Ярославна переживает гибель дружины своего мужа и, обращаясь к силам природы, просит помочь не только ее «ладе», но и всем его воинам.
Автор «Слова» сумел придать образу Ярославны необыкновенную
А. С. Пушкин нарисовал незабываемый образ Татьяны Лариной. Татьяна — «русская душою», это автор подчеркивает на протяжении всего романа. Ее любовь к русскому народу, к патриархальной старине, к русской природе проходит через все произведение. Татьяна — «натура глубокая, любящая, страстная». Цельная, искренняя и простая, она «любит без искусства, послушная влеченью чувства».
О своей любви к Онегину она не говорит никому, кроме няни. Но глубокую любовь к Евгению Татьяна сочетает с чувством долга к мужу:
Я вас люблю,
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяне свойственно серьезное отношение к жизни, к любви и к своему долгу, у нее глубина переживаний, сложный душевный мир. Все эти черты воспитала в ней связь с народом и природой, создавшими поистине русскую женщину, человека большой душевной красоты.
Пушкин создал и другой, казалось бы, менее яркий образ — скромную русскую девушку Машу Миронову. Автор сумел показать и серьезное отношение к любви, глубину чувства, которое она не умеет выразить красивыми словами, но верность которому сохраняет на всю жизнь. Она готова пойти на все для любимого человека. Она способна пожертвовать собой для спасения родителей Гринева.
Незабываем и другой образ, полный красоты и трагизма — Катерина в драме Островского «Гроза», в котором, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа: душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту. Катерина — «светлый луч в темном царстве», исключительная женщина, натура поэтически-мечтательная. Попав в атмосферу лицемерия и ханжества, выйдя замуж за нелюбимого человека, она глубоко страдает. Но как ярко вспыхивает ее чувство, когда она в этом «темном царстве» встречает человека, близкого ей по своим настроениям.
Любовь к нему становится для Катерины единственным смыслом жизни: ради Бориса она готова переступить свои понятия о грехе. Борьба между чувством и долгом приводит к тому, что Катерина публично кается перед мужем и, доведенная до отчаяния деспотизмом Кабанихи, кончает жизнь самоубийством. В гибели Катерины Добролюбов видит «страшный вызов самодурной силе».
Большим мастером в создании женских образов, тонким знатоком женской души и сердца был И. С. Тургенев. Он нарисовал целую галерею портретов изумительных русских женщин. Перед нами встает Лиза Калитина — светлая, чистая, строгая. Чувство долга, ответственности за свои поступки, глубокая религиозность сближают ее с женщинами древней Руси.
Но Тургенев создал образы и «новых» женщин — Елены Стаховой и Марианны. Елена — «необыкновенная девушка», она ищет «деятельного добра». Она стремится выйти из узких рамок семьи на простор общественной деятельности. Но условия русской жизни того времени не допускали для женщины возможности такой деятельности. И Елена полюбила Инсарова, который всю жизнь посвятил делу освобождения своей родины.
Он увлек ее красотой подвига в борьбе за «общее дело». После его смерти Елена остается в Болгарии, посвящая свою жизнь святому делу — освобождению болгарского народа от турецкого ига.
Подлинным певцом русской женщины был Н. А. Некрасов. Ни один поэт ни до него, ни после не уделил столько внимания русской женщине. Поэт с болью говорит о тяжелой доле русской крестьянки, о том, что «ключи от счастья женского утеряны давно». Но никакая рабски-приниженная жизнь не сможет сломить ее гордость и чувство собственного достоинства. Такова Дарья в поэме «Мороз, Красный нос».
Как живой встает перед нами образ, чистый сердцем и светлый.
С большой любовью и теплотой пишет Некрасов о женщинах-декабристках, последовавших за своими мужьями в Сибирь. Трубецкая и Волконская готовы делить с ними, пострадавшими за счастье народное, и каторгу, и тюрьму. Их не страшат ни бедствия, ни лишения.
Наконец, революционный демократ Н. Г. Чернышевский показал в романе «Что делать?» образ женщины нового времени — Веры Павловны, решительной, энергичной, самостоятельной. Как страстно рвется она из «подвала» на «вольный воздух». Вера Павловна правдива и честна до конца.
Она стремится облегчить жизнь многих людей, сделать ее прекрасной и необыкновенной. Многие женщины зачитывались романом и стремились в своей жизни подражать Вере Павловне.
Л. Н. Толстой, выступая против идеологии демократов-разночинцев, противопоставляет образу Веры Павловны свой идеал женщины — Наташу Ростову. Это одаренная, жизнерадостная и решительная девушка. Она, подобно Татьяне Лариной, близка к народу, к его жизни, любит его песни, деревенскую природу. Патриотический подъем, который пережили все слои русского общества при вступлении армии Наполеона в Россию, охватил и Наташу.
По ее настоянию подводы, предназначенные для погрузки имущества, были освобождены для раненых. Но жизненный идеал Наташи Ростовой — счастливая семья.
Крупнейшие русские писатели в своих произведениях раскрыли во всем богатстве душевные, нравственные и интеллектуальные качества русских женщин, чистоту, ум, полное любви сердце, стремление к свободе, к борьбе.
Женские образы в русской классической литературе