Женские образы в русской литературе как олицетворение любви, жизни, счастья

Однако характеры у этих героинь довольно разные.

Софья — сложный для понимания человек. Противоречивость ее

Характера отметил Гончаров. Он писал, что Софья — это «…смесь

Хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого

Намека на идеи и убеждения. «…В собственной, личной ее физиономии

Прячется что-то горячее, нежное, даже мечтательное». Татьяна же была

Женским идеалом для А. С. Пушкина: Простите мнe, я так люблю

Татьяну милую мою!

В ней не было ничего не понятного читателю и поэтому она

сразу

Вызывала симпатию. Глубокой основой ее образа является народность.

Именно это помогло Татьяне победить высший свет, и в этой победе

Залог победы духа народности над всем, ему противостоящим. Весь

Милый для Пушкина облик Татьяны сближен с исключительно

Поэтической русской природой — простой, лишенной экзотики. Отсюда

Возникает характерное противопоставление русской природы,

Деревенской жизни Татьяны, полной тихих и поэтичных прелестей,

Светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и

Учтивой вежливости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для

Любви,

общество пересоздало ее». На мой взгляд, это не так. Попав в

Светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней,

Преданной деревне, своей полке книг, воспоминанию о своей няне:

Тотъяна смотрит и не видит, Волненье света ненaвuдum; Ей душно

Здесь.., она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным

Поселянам, В уединенный уголок…

Она вовсе не стала светской дамой, в какую превратилась Софья,

Воспитывавшаяся в фамусовском обществе и оторванная от народности.

В этом, на мой взгляд, и кроется главное различие этих героинь.

Однако Софья тоже незаурядная личность. Ее своеобразие заключается

В том, что она выбирает не чи. н, не знатность, не перспективного

Скалозуба, а безродного Молчалина, то есть ищет только личные,

Моральные достоинства, свойственные конкретному человеку. Избрав

Молчалина, Софья готова бороться за свой выбор и с мнением света, и

С гневом отца, для которого «кто беден, тот тебе не пара», и даже с

Ядовитыми насмешками Чацкого.

Образ Софьи интересен тем, что она

И похожа, и не похожа на окружающих дам. Противопоставленная

Женскому лагерю как личность, героиня сближается с ним как

Социальный тип. Это умная, гордая девушка с сильным независимым

Характером и горячим сердцем. Но все ее хорошие задатки не

Получили, да и не могли получить развития в, обществе, где «Фамусовы

И Скалозубы являются правителями страны». Наоборот, ложное

Воспитание привило Софье много отрицательных черт, сделало ее

Представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не

Понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его

Логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина,

Который любит ее «по должности». Поступая наперекор моральным

Устоям общества, Софья, тем не менее, по-своему утверждает его устои.

Например, стараясь использовать общество как оружие против

Чацкого, она сама становится орудием в руках этого общества.

Эта

Неопределенность Софьи и делает ее образ бесконечно трудным для

Понимания. По мнению Пушкина, Софья начертана неясно. Неясность

Ее в том, что в ней совмещается, казалось бы, несовместимое:

Мечтательность и практичность, сентиментальность и властность,

Наивность и холодная расчетливость, способность на истинное

Страдание и ядовитая насмешливость над страдающим Чацким.

Чертой, делающей Софью и Татьяну похожими, является чтение

Сентиментальных романов. Поэтому каждая героиня ждала от любви

Каких-то чудес, и ни одна из них не замечала недостатков своего

Возлюбленного: Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя И

Предается, безусловно, Любви, как милое дитя…

Мне кажется, что эти же слова можно сказать и о Софье, которая

Любит так же искренно и преданно. Вспомним, с каким чувством она

Рассказывала своей служанке Лизе о своем свидании с Молчалиным:

Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова

Вольного, и так вся ночъ проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не

Сводит

Софья страдает от того, что она не может открыто встречаться со своим

Любимым. Но по-настоящему она начинает страдать, узнав сущность

Молчалина. Она путается из-за того, что ее обманули и она сама

Обманулась. Именно ее откровенность, искренность и

Непосредственность доказывают, что окружающее ее общество не убило

В ней истинный народный характер.

Татьяна, как и Софья, воспитывалась на иностранных романах,

Поэтому Онегин рисуется воображению Татьяны в романтических

Красках: Кто ты, мой ангел ли хранителъ, Или коварный искуситель…

Пушкин иронически замечает по поводу этих романтических грез

Татьяны: Но наш герой, кто б нu был oн, Уж, верно, был не Грандисон.

Истинная душа Онегина познается Татьяной только после посещения

Деревенской усадьбы героя. Вглядываясь в обстановку онегинского

Кабинета, просматривая книги Онегина, Татьяна, наконец, начинает

Прозревать: Кто ж он? Ужели подраженье, Ничтожный призрак, иль

Еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов

Модных полный лексикон… Уж ни пародия ли он?

Белинский, высоко оценивший роль Татьяны, отметил: «Она поняла

Наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби,

Кроме интереса страданий и скорби любви». Таким образом, у Татьяны

Исчезло романтическое восприятие жизни, точно так же, как и у

Софьи.

Драма, пережитая Софьей, является первым в русской литературе

Опытом изображения душевной жизни женщины, который позже

Затронул А. С. Пушкин, описав жизнь Татьяны. Анализируя

Прочитанные произведения, я с уверенностью могу сказать, что

Женские образы в литературе первой половины XIX века имеют

Поистине непреходящее значение. Они учат нас жить, поступать по

Совести, пробуждают в нас лучшие чувства и желание делать добро, и

Всегда оставаться такими, какими нас сделала природа. И мне хочется

Верить, что хоть кто-нибудь из нас, читающих и любящих русских

Писателей, будет воспитываться на их произведениях, и изо дня в день,

Из месяца в месяц, из года в год, будет творить маленькое,

Бескорыстное добро.




Женские образы в русской литературе как олицетворение любви, жизни, счастья