Женские образы в русской литературе первой половины XIX века

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» и роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — грандиозные по замыслу и содержанию произведения. Особое внимание в этих произведениях уделяется женским образам. Прекрасных дам ценили во все времена, посвящали им стихи, сражались за них, дарили цветы. О женских образах в романе девятнадцатого столетия часто говорили «пленительные».

Мне кажется, что Софье Фамусовой и Татьяне Лариной подходит именно это определение.

Эти девушки — олицетворение любви, жизни, счастья, молодости и женской

прелести. Однако характеры у этих героинь довольно разные.

Софья — сложный для понимания человек. Противоречивость ее характера отметил Гончаров. Он писал, что Софья — это «…смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения…

В собственной, личной ее физиономии прячется что-то горячее, нежное, даже мечтательное».

Татьяна была идеалом для А. С. Пушкина:

Простите мне, я так люблю

Татьяну милую мою!

В ней не было ничего не понятного читателю и поэтому она сразу вызывала симпатию. Характерной чертой ее образа является любовь к народу. Именно это

помогло Татьяне морально победить высший свет, и в этом залог победы духа народности над всем, ему противостоящим. Весь милый для Пушкина облик Татьяны близок к исключительно поэтической русской природе — простой, лишенной экзотики.

Отсюда возникает характерное противопоставление деревенской жизни Татьяны, полной тихих и поэтичных прелестей, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее». На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке книг, своей няне:

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь…, она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок…

Она вовсе не стала светской дамой, в какую превратилась Софья, воспитывавшаяся в фамусовском обществе и оторванная от народа. В этом, на мой взгляд, и кроется главное различие этих героинь.

Однако Софья тоже незаурядная личность. Ее своеобразие заключается в том, что она выбирает не чин, не знатность, не перспективного Скалозуба, а безродного Молчалина, то есть ищет только личные душевные достоинства, свойственные конкретному человеку. Избрав Молчалина, Софья готова бороться за свой выбор и с мнением света, и с гневом отца, для которого «кто беден, тот тебе не пара», и даже с ядовитыми насмешками Чацкого. Образ Софьи интересен тем, что она и похожа и не похожа на окружающих дам. Противопоставленная женскому лагерю как личность, героиня сближается с ним как социальный тип.

Это умная, гордая девушка с сильным независимым характером и горячим сердцем.

Но все ее хорошие задатки не получили, да и не могли получить развития в обществе, где «Фамусовы и скалозубы являются правителями страны». Наоборот, их воспитание привило Софье много отрицательных черт, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики.

Не понимает она и Молчалина, который любит ее «по должности».

Поступая наперекор моральным устоям общества, Софья, тем не менее, по-своему утверждает их. Например, стараясь использовать общество как оружие против Чацкого, она сама становится орудием в руках этого общества. Эта неоднозначность Софьи и делает ее образ бесконечно трудным для понимания.

По мнению Пушкина, Софья начертана неясно. Неясность ее в том, что в ней совмещается, казалось бы, несовместимое: мечтательность и практичность, сентиментальность и властность, наивность и холодная расчетливость, способность на истинное страдание и ядовитая насмешка над страдающим Чацким.

Черточкой, которая сближает Софью и Татьяну похожими, является чтение сентиментальных романов. Поэтому каждая героиня ждала высоких чувств, и ни одна из них не замечала недостатков своего возлюбленного:

Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя

И предается, безусловно,

Любви, как милое дитя…

Мне кажется, что эти же слова можно сказать и о Софье, которая любит так же искренно и преданно. Вспомним, с каким чувством она рассказывала своей служанке Лизе о своем свидании с Молчалиным:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Софья страдает от того, что она не может открыто встречаться со своим любимым. Но по-настоящему она начинает страдать, узнав сущность Молчалина. Она мучается из-за того, что ее обманули и она сама обманулась.

Именно ее откровенность, искренность и непосредственность доказывают, что окружающее ее общество не убило в ней живую душу.

Татьяна, как и Софья, воспитывалась на иностранных романах, поэтому Онегин рисуется воображению Татьяны в романтических красках:

Кто ты, мой ангел ли хранитель,

Или коварный искуситель…

Пушкин иронически замечает по поводу этих романтических грез Татьяны:

Но наш герой, кто б ни был он,

Уж, верно, был не Гоандисон.

Истинная душа Онегина познается Татьяной только после посещения деревенской усадьбы героя. Вглядываясь в обстановку онегинского кабинета, просматривая книги Евгения, Татьяна, наконец, начинает прозревать:

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?

Белинский, высоко оценивший роль Татьяны, отметил: «Она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви». Таким образом, у Татьяны исчезло романтическое восприятие жизни, точно так же, как и у Софьи.

Драма, пережитая Софьей, является первым в русской литературе опытом изображения душевных переживаний женщины, что позже воплотил и Пушкин, описав жизнь Татьяны.

Анализируя прочитанные произведения, я с уверенностью могу сказать, что женские образы в литературе первой половины XIX века имеют поистине непреходящее значение. Они учат нас жить, поступать по совести, пробуждают в нас лучшие чувства и желание делать добро, и всегда оставаться такими, какими мы хотим быть.




Женские образы в русской литературе первой половины XIX века