Женские образы в русской литературе первой половины XIX века
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» и роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — грандиозные по замыслу и содержанию произведения. Особое внимание в этих произведениях уделяется женским образам. Прекрасных дам ценили во все времена, посвящали им стихи, сражались за них, дарили цветы. О женских образах в романе девятнадцатого столетия часто говорили «пленительные».
Мне кажется, что Софье Фамусовой и Татьяне Лариной подходит именно это определение.
Эти девушки — олицетворение любви, жизни, счастья, молодости и женской
Софья — сложный для понимания человек. Противоречивость ее характера отметил Гончаров. Он писал, что Софья — это «…смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения…
В собственной, личной ее физиономии прячется что-то горячее, нежное, даже мечтательное».
Татьяна была идеалом для А. С. Пушкина:
Простите мне, я так люблю
Татьяну милую мою!
В ней не было ничего не понятного читателю и поэтому она сразу вызывала симпатию. Характерной чертой ее образа является любовь к народу. Именно это
Отсюда возникает характерное противопоставление деревенской жизни Татьяны, полной тихих и поэтичных прелестей, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее». На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке книг, своей няне:
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь…, она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок…
Она вовсе не стала светской дамой, в какую превратилась Софья, воспитывавшаяся в фамусовском обществе и оторванная от народа. В этом, на мой взгляд, и кроется главное различие этих героинь.
Однако Софья тоже незаурядная личность. Ее своеобразие заключается в том, что она выбирает не чин, не знатность, не перспективного Скалозуба, а безродного Молчалина, то есть ищет только личные душевные достоинства, свойственные конкретному человеку. Избрав Молчалина, Софья готова бороться за свой выбор и с мнением света, и с гневом отца, для которого «кто беден, тот тебе не пара», и даже с ядовитыми насмешками Чацкого. Образ Софьи интересен тем, что она и похожа и не похожа на окружающих дам. Противопоставленная женскому лагерю как личность, героиня сближается с ним как социальный тип.
Это умная, гордая девушка с сильным независимым характером и горячим сердцем.
Но все ее хорошие задатки не получили, да и не могли получить развития в обществе, где «Фамусовы и скалозубы являются правителями страны». Наоборот, их воспитание привило Софье много отрицательных черт, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики.
Не понимает она и Молчалина, который любит ее «по должности».
Поступая наперекор моральным устоям общества, Софья, тем не менее, по-своему утверждает их. Например, стараясь использовать общество как оружие против Чацкого, она сама становится орудием в руках этого общества. Эта неоднозначность Софьи и делает ее образ бесконечно трудным для понимания.
По мнению Пушкина, Софья начертана неясно. Неясность ее в том, что в ней совмещается, казалось бы, несовместимое: мечтательность и практичность, сентиментальность и властность, наивность и холодная расчетливость, способность на истинное страдание и ядовитая насмешка над страдающим Чацким.
Черточкой, которая сближает Софью и Татьяну похожими, является чтение сентиментальных романов. Поэтому каждая героиня ждала высоких чувств, и ни одна из них не замечала недостатков своего возлюбленного:
Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя
И предается, безусловно,
Любви, как милое дитя…
Мне кажется, что эти же слова можно сказать и о Софье, которая любит так же искренно и преданно. Вспомним, с каким чувством она рассказывала своей служанке Лизе о своем свидании с Молчалиным:
Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.
Софья страдает от того, что она не может открыто встречаться со своим любимым. Но по-настоящему она начинает страдать, узнав сущность Молчалина. Она мучается из-за того, что ее обманули и она сама обманулась.
Именно ее откровенность, искренность и непосредственность доказывают, что окружающее ее общество не убило в ней живую душу.
Татьяна, как и Софья, воспитывалась на иностранных романах, поэтому Онегин рисуется воображению Татьяны в романтических красках:
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель…
Пушкин иронически замечает по поводу этих романтических грез Татьяны:
Но наш герой, кто б ни был он,
Уж, верно, был не Гоандисон.
Истинная душа Онегина познается Татьяной только после посещения деревенской усадьбы героя. Вглядываясь в обстановку онегинского кабинета, просматривая книги Евгения, Татьяна, наконец, начинает прозревать:
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?
Белинский, высоко оценивший роль Татьяны, отметил: «Она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви». Таким образом, у Татьяны исчезло романтическое восприятие жизни, точно так же, как и у Софьи.
Драма, пережитая Софьей, является первым в русской литературе опытом изображения душевных переживаний женщины, что позже воплотил и Пушкин, описав жизнь Татьяны.
Анализируя прочитанные произведения, я с уверенностью могу сказать, что женские образы в литературе первой половины XIX века имеют поистине непреходящее значение. Они учат нас жить, поступать по совести, пробуждают в нас лучшие чувства и желание делать добро, и всегда оставаться такими, какими мы хотим быть.
Женские образы в русской литературе первой половины XIX века