Женские персонажи в трагедии У. Шекспира «Гамлет»: королева Гертруда и Офелия

В произведениях У. Шекспира мы встречаемся с очень интересными женскими образами. Это и «темноволосая красавица» из сонетов, и кормилица, и юная Джульетта, и леди Капулетти из «Ромео и Джульетты» и др. Они очень яркие, самостоятельные, каждая со своим характером.

В «Гамлете» мы тоже встречаем двух женщин. Это Гертруда, мать Гамлета, и Офелия, дочь придворного Полония, возлюбленная Гамлета. Судьба их трагична, так же как и судьба Гамлета.

О Гертруде, королеве Дании, помнят все, кто даже не читал трагедию. Это она предала, по мнению

сына, память убитого мужа и вышла замуж за его убийцу:

О женщины, вам имя — вероломство! Нет месяца! И целы башмаки, В которых шла в слезах, как Ниобея, За отчим гробом…Еще от соли лицемерных слезУ ней на веках краснота не спала, И замужем!

С такою быстротой Нырять под простыню кровосмешенья! Нет, не видать от этого добра!

С разумной точки зрения поступок Гертруды вполне объясним: она осталась «наследницей военных рубежей» Дании, и ей нужна была опора, тот, кто смог бы защитить страну от норвежцев. Но для Гамлета своим скорым, «чрез месяц» замужеством она предала своего мужа и его отца, которого

она любила и который так любил ее, «что ветрам не давал дышать в лицо ей».

Узнав, что Клавдий, новый супруг Гертруды, и есть убийца его отца, Г амлет возненавидел мать, хотя она действительно заботилась о его благополучии и искренне переживала, что он сошел с ума. Гамлет простил ее только после ее смерти, умирая сам: Простимся, королева! Бог с тобой!

Офелия занимает в трагедии гораздо больше места, чем Гертруда. Это возлюбленная Гамлета, любящая его. Но и она совершает по отношению к принцу предательство, участвуя в заговоре против него.

Офелия доверяет своему отцу Полонию, верному приверженцу Клавдия, и своему брату Лаэрту. А они восстанавливают ее против Гамлета:

ЛаэртА Гамлета ухаживанья — вздор. Считай их блажью, шалостями крови, Фиалкою, расцветшей в холода, Нежданной, гиблой, сладкой, обреченной, Благоуханьем мига, и тогоНе более…Пусть любит он сейчас без задних мыслей, Ничем еще не запятнавши чувств. Подумай, кто он, и проникнись страхом. По званью он себе не голова, Но сам в плену у своего рожденья.

Не вправе он, как всякий человек, Располагать собою. От избранья Зависит благоденствие страны.

Но если Лаэрт говорит о Гамлете как о великом будущем Дании, который должен думать не о своих чувствах, а о стране, и предостерегает сестру от взаимного чувства, ведь Гамлет не сможет взять ее в супруги, то у Полония другие мысли:

Полоний… за чистую монету Ты этих глупостей не принимай И требуй впредь залогов подороже. А то, сведя все это в каламбур, Под твой залог останешься ты в дурах…Силки для птиц! Иль я забыл, когда Пылает кровь, как щедр язык на клятвы!

Нет, эти вспышки не дают тепла, Слепят на миг и гаснут в обещанье. Не принимай их, дочка, за огонь…А Гамлету верь только в том одном, Что молод он, и меньше в поведенье Стеснен, чем ты; точней — совсем не верь.

Он считает, что Гамлет ветреный молодой человек, который соблазнит Офелию и бросит ее потом:

Я думал, это модник И твой губитель…

Король и королева Гертруда, и все придворные вокруг считают, что причиной помешательства Гамлета является его любовь к Офелии, не догадываясь о его настоящих мыслях:

Королева…желаю, Офелия, чтоб ваша красотаБыла единственной болезнью принца, А ваша добродетель навела Его на путь, к его и вашей чести.

И Офелия становится «шпионом поневоле»: она должна говорить с Гамлетом, чтобы все увидели причину его сумасшествия.

На все оскорбления Гамлета, который уже никому не верит, Офелия отвечает:

Святые силы, помогите ему!

Она искреннее пытается помочь ему, и ей больно видеть безумие любимого человека:

Офелия Какого обаянья ум погиб! Соединенье знанья, красноречья И доблести, наш праздник, цвет надежд, Законодатель вкусов и приличий, Их зеркало… Все вдребезги. Все, все…А я? Кто я, беднейшая из женщин, С недавним медом клятв его в душе, Теперь, когда могучий этот разум, Как колокол надбитый, дребезжит, А юношеский облик бесподобный Изборожден безумьем. Боже мой!

Что видела! Что вижу пред собой!

Офелия, на мой взгляд, это отражение Гамлета, его вторая половина, пассивная, бездейственная. Ведь после смерти Офелии Гамлет начинает действовать. У нее убит отец, и она сходит из-за этого с ума. Признаки сумасшествия, как и у Гамлета:

Горацио Отцом все время бредит, обвиняет Весь свет во лжи, себя колотит в грудь, Без основанья злится и лепечет Бессмыслицу. В ее речах сумбур, Но кто услышит, для того находка. Из этих фраз, ужимок и кивков Выуживает каждый по желанью, Что дело дрянь, нет дыма без огня, И здесь следы какой-то страшной тайны.

В ее безумных песенках смешались любовь к Гамлету, любовь к отцу, ощущение лживости всех вокруг. И смерть ее была логичнымфиналом этих речей: не может жить человек, потерявший самое главное — веру, надежду, любовь.

Трагизм женских характеров в шекспировском «Гамлете» состоит, по-моему, в том, что они совершают предательство близких и любимых людей, искренне стараясь помочь им, быть с ними и на их стороне. Здесь проявляется свойственное шекспировской эпохе отношение к женщине: женщина не может понять чувств и поступков мужчины, даже мать и возлюбленная. И если поступки женщины часто не имеют глубоких последствий для страны, людей, а значимы лишь только для нее самой, то поступки мужчины отражаются в судьбе всего мира и государства.

Но, несмотря на это, женские образы в трагедиях Шекспира очень важны. Они являются отражением эпохи, когда правила королева Елизавета I, величайшая королева Англии, победительница непобедимой испанской армады, превратившая страну в мощную, процветающую державу.




Женские персонажи в трагедии У. Шекспира «Гамлет»: королева Гертруда и Офелия