«Жить не по лжи»
Что значил сталинизм для нашего народа? От решения этого вопроса во многом зависит наше будущее — по какому пути оно пойдет, что будет строить. Кто виноват в кровавых репрессиях: только Сталин и его палачи или вина за все происходящее лежит и на безгласном народе, допустившем массовые убийства?
Что мог сделать один слабый человек? Что от него зависело в это время тотального узаконенного насилия? Эти и многие другие жизненно важные вопросы ставит на страницах своих произведений А. И. Солженицын.
Чем притягивает творчество Солженицына?
» Один день Ивана Денисовича» задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере.
Рассказ построен так, что в нем описывается всего лишь один день из жизни героя, но этот день, быть может, дороже, тяжелее чьей-то мелочной жизни, которая прошла бессмысленно.
Центральным образом в рассказе является Иван Денисович Шухов — зэк с большим стажем, опытом лагерной жизни. Там работают, спят, едят, ссорятся и мирятся, спорят, подшучивают. Одни «косят» в больницу, другие вылизывают чужие миски.
Но таких людей все презирают.
Герои повести
А Цезарь Маркович — гордый прямой человек, даже в условиях лагеря не потерявший чувства превосходства над морально разложившимися людьми и не уподобившийся им.
В лагерных условиях обнаруживается ценность простейших «материальных» элементов жизни: еды, одежды, крыши над головой. Жизнь «наградила» зэков очень своеобразно. Каждому давали минимум десять лет тюремного заключения, но это была большая редкость.
Условия содержания заключенных были антигуманны. Люди спали в «вагонках», в неотапливаемых помещениях. Шокирует читателя эпизод, когда зэки идут на морозе с закрытыми портянками лицами с вырезами для глаз: «…Вышла колонна в степь, прямо против ветра и против краснеющего восхода. Голый снег лежал от края до края, направо и налево, и дерева во всей степи не было ни одного…»
Солженицын показывает ту неистребимую волю к жизни, которая присуща большинству зэков, ведь иначе просто не выживешь в тех тяжелейших условиях. Так, чтобы обогреться, заключенные растаскивают деревянные вещи.
За что сидят в лагере толковые, умелые люди? Бригадир Тюрин — кулацкий сын. Кавторанг — вражеский шпион, потому что во время войны месяц жил на английском судне как офицер связи, а английский адмирал прислал ему подарок в знак благодарности.
Сенька Левшин дошел до Берлина и два дня жил с американцами — теперь же отбывает свой срок как вражеский агент. Эти люди не враги, они и есть народ.
Повесть «Один день Ивана Денисовича» — это замечательный исторический очерк, вмещающий в себя, несмотря на небольшой объем, представление о целом периоде в жизни страны. Неслучайно рассказ получил Нобелевскую премию.
Вспомним еще один рассказ Солженицина — «Матренин двор». На первый взгляд, эти два произведения писателя не имеют ничего общего.
Матрена живет в деревне, но жизнь ее не балует. Все ее беды заключаются в том, что она не может » постоять за себя «, она не отстаивает своих материальных интересов: отдает половину дома деверю, принесшему много зла самой Матрене. Героиня никогда не делала ничего, что было бы противно ее совести. Солженицын показывает не только материальное обнищание, но и духовное. У окружающих Матрену людей происходит деформация нравственных понятий: добро — богатство.
Среда, в которой живут люди, доводит их до воровства и потери нравственных ценностей. Люди меняются и становятся жестокими. Но Матрена сохранила в себе человека. Прекрасно показаны лучшие черты русского характера Матрены: доброта и сочувствие ко всему живому. Но в чем же источник ее душевного богатства?
В работе, позволяющей отвлечься от всего, в природе. Бедный быт Матрены не сделал убогими ее сердце и душу.
Солженицын в своих рассказах не дает рецептов, как нужно изменить мир, он показывает нам суровую правду жизни, тем самым он учит нас «жить не по лжи».
«Жить не по лжи»