ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ И БЫТЬ СВОБОДНЫМ ОТ ОБЩЕСТВА
ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ И БЫТЬ СВОБОДНЫМ ОТ ОБЩЕСТВА
Нельзя — совершенно справедливо сформулировал Владимир Ленин. Верно это и для литературы: человек и социум в ней всегда переплетены самым тесным образом. Бежит ли от общества романтический герой, несет ли на себе подобно проклятию болезни собственного окружения герой реалистический, уходит ли от ненавистного социума в потустороннюю реальность герой произведений модернистов или саркастически ухмыляется над общественными фантомами патологически неправильный постмодернистский человек
И тем не менее приоритет личного или социального — всегда вопрос жизни и смерти литературного произведения. Книга, сосредоточившаяся на социотипах, будет интересна исключительно своему времени, а вот произведение, сконцентрированное на психотипах — при талантливом исполнении останется в веках.
Это наблюдение справедливо для литературы любой эпохи.
В Древнем Риме периода императора Августа были два равновеликих поэта: Вергилий и Рабирий. В тогдашней литературной критике, в исторических хрониках и мемуарах они упоминаются рядом, и Рабирий —
Помним ли мы сегодня хотя бы одно имя из тысяч старательных творцов соцреализма? Из глубин памяти читатели старшего поколения всплывает разве что «Мать» Максима Горького. А ведь соцреализму нет еще и ста лет.
Но и его сюжеты, и его герои прочно забыты — потому как предельно социальны.
Нельзя быть свободным от общества. Но видеть за частными общественными вопросами вечные проблемы человеческого бытия — святая обязанность литературы.
Иначе — забвение и смерть.
ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ И БЫТЬ СВОБОДНЫМ ОТ ОБЩЕСТВА