ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ И БЫТЬ СВОБОДНЫМ ОТ ОБЩЕСТВА

ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ И БЫТЬ СВОБОДНЫМ ОТ ОБЩЕСТВА

Нельзя — совершенно справедливо сформулировал Влади­мир Ленин. Верно это и для литературы: человек и соци­ум в ней всегда переплетены самым тесным образом. Бе­жит ли от общества романтический герой, несет ли на себе подобно проклятию болезни собственного окружения герой реалистический, уходит ли от ненавистного со­циума в потустороннюю реальность герой произведений модернистов или саркастически ухмыляется над обще­ственными фантомами патологически неправильный постмодернистский человек

— без общества литератур­ный герой немыслим.

И тем не менее приоритет личного или социального — всегда вопрос жизни и смерти литературного произведения. Книга, сосредоточившаяся на социотипах, будет интересна исключи­тельно своему времени, а вот произведение, сконцентрированное на психотипах — при талантливом исполнении останется в веках.

Это наблюдение справедливо для литературы любой эпохи.

В Древнем Риме периода императора Августа были два равновеликих поэта: Вергилий и Рабирий. В тогдашней литературной критике, в исторических хрониках и мемуа­рах они упоминаются рядом, и Рабирий —

ничуть не реже. Но через сто лет его имя было прочно забыто, а вот имя Вергилия известно каждому по сей день, а все потому, что Рабирий растратил свой талант в хвалах и одах правяще­му императору, а Вергилий сквозь величие Рима увидел и передал будни человеческого характера.

Помним ли мы сегодня хотя бы одно имя из тысяч старательных творцов соцреализма? Из глубин памяти читатели старшего поколения всплывает разве что «Мать» Максима Горького. А ведь соцреализму нет еще и ста лет.

Но и его сюжеты, и его герои прочно забыты — потому как предельно социальны.

Нельзя быть свободным от общества. Но видеть за част­ными общественными вопросами вечные проблемы чело­веческого бытия — святая обязанность литературы.

Иначе — забвение и смерть.




ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ И БЫТЬ СВОБОДНЫМ ОТ ОБЩЕСТВА