Живое народное слово в творчестве Котляревского
Принцип связи, зависимости и единства индивидов в большой мере в произведениях Котляревского еще имеет форму чувственно-индивидуальных, а не общественно классовых отношений. Моральные нормы раскрываются главным образом как совокупность принципов личного поведения индивидов — представителей единого человеческого рода. Для Тетерваковского, Макогоненко, Финтика, Венеры, Амати, Латынь, Турна и других персонажей, которые противостоят позитивному началу, присущи лицемерие и коварство, обман, крючкотворство и другие изъяны.
Язык персонажей
Живет народное слово в XVI-XVIII ст. уже было представлено в произведениях украинского писательства, но Котляревский первый отобразил бессмертное богатство разговорного языка. Он сыграл большую роль в приближении писательства к широким народным массам, привлек внимание к художественно-эстетической ценности языковой культуры народа. Писатель засвидетельствовал значительные возможности народного слова для языковой характеристики персонажей.
Своей художественной наработкой Котляревский
Творчество Котляревского не только открыло читателям новый национальный мир с его неповторимым комплексом исторического, социального и морально-этического сознания, но и утвердила в украинской литературе новые принципы художественного освоения действительности, целую идейно-художественную эпоху. Выступая важным фактором расширения познавательных возможностей искусства, нагромождения в нем черт реалистичности, обращения, к народному миропониманию и народной культуре, такое характерное для творчества Котляревского, значило в первую очередь решительное приближение литературы к новому для нее объекту изображение — народа, а следовательно — и к возможности познания его как большой силы истории. В творчестве Котляревского содержится дух народного гуманизма, который оказывается в стремлении личности к социальной свободе, в соотношении автором эстетичного идеала и самой цели художественного творчества с жизненными интересами народных масс.
Жизнь в произведениях Котляревского есть полифонична и многокрасочная, целостная и неприкрашенная, как сама природа. Он не просто «реконструирует» естественные отношения между индивидами или показывает родовые человеческие черты, а приближается к отображению многомерных общественных связей между людьми, за которых личность из круга эмпиричных бытовых отношений выходит на орбиту общенациональных и исторических закономерностей. Социальные институты в его произведениях начинают терять свою внешнюю и независимую природу относительно человека или целой этнической общности и выступают отверстием и результатом совокупной деятельности людей.
Котляревский приходит к пониманию как ведущему началу в жизни общества и человека принципа историчной сменяемости. Ощущение целенаправленного движения времени, его протекания, вне сюжета, за пределами произведения связано у Котляревского именно с осознанием исторической сменяемости и неповторимости мира. Элементы историзма в творчестве Котляревского ярко оказываются в художественном освоении конкретно исторического содержания жизни своей эпохи, в воссоздании ее неповторимого образа и колорита, в способности писателя постичь ведущие тенденции общественный развития.
Появление черт исторического художественного мышления и исторического сознания у Котляревского приводит его к отображению национального самосознания народа, понимания им своей исторической судьбы. С идеей «Общей отчизны» у Котляревского совмещается идея национальной самобытности украинского народа, его исторического быта и обычаев и права на самостоятельное развитие. Представлено в «Энеиде» национальное самосознание народных масс содержит и элементы их классового сознания, в результате чего у читателя закономерно появляется мысль о тогдашнем обществе как социальном несправедливом.
Изображение Котляревским национального коллектива, представленного главным образом народной массой, — центральным объектом литературы, способствовало переходу народного из области низкого и уродливого в сферу идеального и героичного. Обращение к национальным культурным истокам, к народной эстетике и этике вело к разрушению художественного универсализма, распространенного в давней украинской литературе, к переходу от идейно-художественной обработки литературных сюжетов к конкретно исторического виденья действительности, к сотворению оригинальных художественных структур. Это был путь к углубленному пониманию концепции бытия и человека, к усовершенствованию поэтического языка, рост активного творческого начала в литературе.
Большое влияние яркого и самобытного таланта Котляревского, развитие его, художественно-эстетичных принципов отразились на художественном наследстве многих украинских писателей, в частности Шевченко, Кропивницкого, Карпенка-Карого. Произведения Котляревского, которые вобрали многовековые традиции украинской и мировой культур, на рубеже новой исторической и литературной эпохи знаменовали переход к новому типу художественного творчества, к реализму и народности.
Живое народное слово в творчестве Котляревского